Проект «Традиции моей семьи» в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: семья, старшие дошкольники


Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели: 8-22 сентября).

Семья - это главная опора в жизни, которую составляют любимые и важные люди. Она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребенка.

В последнее время современные родители все больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущество перед сверстниками, основной упор направлен на подготовку к обучению в школе. Воспитание, семейные ценности отходят на второй план. Ввиду растущего жизненного ритма у взрослых мало времени на детей, они все меньше интересуются внутренним миром ребенка и его нравственных переживаниях. Родители теряют связь со своими детьми, теряется связь поколений, стирается память от традициях, обычаях своих предков.

Так в нашей группе после выходных дети стали рассказывать друг другу, как их провели. Ваня рассказал, что он с родителями ходил в поход. Ребята задались вопросом, почему они ходили в поход. Ваня сказал, что это у них традиция такая.

Так возник проблемный вопрос «Что я знаю о традициях своей семьи?»

Детям и родителям было предложено поучаствовать в проекте «Семья и семейные традиции» и сделать совместную ромашку традиций, а потом рассказать о них в группе.

Цель проекта: Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, праздникам, реликвиям.
  • Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Развивающие:

  • совершенствовать умение составлять рассказ о членах своей семьи, называть родственников, отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять о них заботу.
  • Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.

Планируемый результат: У детей расширятся знания о семейных традициях, появится желание больше времени проводить с родными, расширится круг знаний о членах своей семьи, повысится активность участия родителей в жизнедеятельности своих детей, группы д/с.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1 этап.
Подготовительный.

Определение темы проекта, оповещение родителей. Определение цели и задач проекта.

 

2 этап.
Аналитический

Работа с методическим материалом, литературой по данной тематике. Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание стихов. Подбор презентаций для просмотра. Подбор сюжетных картин и иллюстраций. Консультации: «Что значит крепкая семья», «Рекомендации для заботливых родителей», «Чем занять ребенка в свободное время».

 

3 этап.
Основной

ОО Познавательное развитие.
Беседы «Как вы понимаете, что такое семья?», «На кого ты хочешь быть похож? Почему?», «Что вы любите делать всей семьей?», «Гостеприимство, почитание родителей – русские традиции», «Права и обязанности в семье», «Кем работают мои родители?», «Организация быта в нашей семье (будни и праздники)», рассматривание картин.
ОО Речевое развитие
Чтение детской литературы: Д.Родари «Седые волосы», Е.Серова «Папа дома», С.Черный «Когда никого нет дома», Ш.Перро «Красная шапочка», С.Маршак «Сказка об умном мышонке», Е.Пермяк «Чужая калитка», «Мамина работа», Л.Квитко «Бабушкины руки», пословицы и поговорки о семье, отгадывание загадок.
Речевые игры: Составление рассказов на тему «Моя семья», «С кем я живу», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Как я помогаю дома» Дидактические игры: «Скажи ласково о члене семьи», «В какой сказке встречаются семьи?», «Какая у вас семья?», с мячом «Собираем добрые слова»
ОО Физическое развитие.
Проведение пальчиковых игр: «Пальчики мои», «Дружная семья», «Кто живет в моей семье?»
ОО Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семейный обед», «Поход с семьей в кафе», «Наш выходной день», «Дочки-матери», «Детский сад».
ОО Художественно-эстетическое развитие. Рисование рисунков «Моя счастливая семья», «Моя рука – моя семья», лепка: «Цветы для бабушек и мам». Игры с конструктором: «Построй дом для своей семьи», «Моя комната» - обыгрывание построек, игры с конструктором «Семья».
Театрализованная деятельность: кукольный театр «Три медведя»
Музыкальная деятельность: прослушивание песен о семье, О.Девочкиной «Моя семья», «Бабушка рядышком с дедушкой», Разучивание песен «Мамочка родная», Муз/Игра «Кто быстрее соберется в круг?»
Работа с родителями.
Помощь родителям в оформлении «Генеалогическое древо семьи», фотоотчет «Традиции моей семьи»

Дети с удовольствием принимают участие в беседах, рассматривают фотографии, слушают рассказы, отгадывают загадки, играют в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры. С интересом рассматривают картины, обсуждают их, рисуют, лепят, вспоминают традиции своей семьи.

4 этап.
Заключительный

Выставки детских работ. Фотоотчет семей, наличие всех методических конспектов.

 

Вывод: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, также проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Дети стали чаще рассказывать о близких родственниках, рисовать семью, обыгрывать семейные традиции в сюжетно-ролевых играх. Данный проект повлиял на улучшение детско-родительских отношений, установились партнерская взаимосвязь между сотрудниками детского сада и родителями. Совместная работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.