Конспект занятия по поликультурному воспитанию дошкольников. Тема занятия: "Музыкальные инструменты народов мира"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: музыкальные инструменты, народная музыка, старшая группа


Цель занятия: развить у детей старшей группы интерес к музыке и инструментам разных народов мира, сформировать уважительное отношение к музыкальной культуре других стран и национальностей.

Задачи занятия:

  • Познакомить детей с распространёнными музыкальными инструментами народов мира.
  • Предоставить возможность услышать звучание разных инструментов, сравнить их внешний вид и происхождение.
  • Развивать слуховое восприятие, память и способность подражать звукам.
  • Воспитывать внимательное и уважительное отношение к музыкальным традициям других народов.
  • Пробудить интерес к совместному музицированию и творчеству.

Предварительная работа:

  • Сбор информационных материалов и иллюстраций с изображением музыкальных инструментов разных народов.
  • Подготовка записей звучания классических инструментов (фортепиано, скрипка, гитара) и экзотических (джембе, диджериду, варган).
  • Консультации родителей воспитанников по вопросам участия в проекте и сбора домашней информации о семейных музыкальных традициях.

Материально-техническое оснащение:

  • Информационно-методические стенды с фотографиями и описаниями музыкальных инструментов.
  • Аудиозаписи с примерами звучания инструментов.
  • Импровизированные музыкальные инструменты (маримбы, маракасы, свистульки и др.).
  • Инструменты ручной работы, привезённые из-за границы (маленькие барабанчики, колокольчики, трещотки).
  • Учебно-игровые наборы для ознакомления с миром музыки.

Ход занятия

1. Вводная часть

Педагог привлекает внимание детей словами: знаете ли вы, что музыку любят не только в России, но и в других уголках земного шара? Давайте посмотрим, какими интересными инструментами пользуются музыканты в разных странах!

2. Основная часть

Этап №1. Европейские инструменты.

Педагог показывает классическую европейскую группу инструментов: фортепиано, скрипку, виолончель, флейту, гармонь. Проводится сравнение внешнего вида и способа извлечения звука.

Задание детям: попробуйте воспроизвести звуки знакомых инструментов (скрипичные струны, фортепианная клавиатура).

Этап №2. Африканские инструменты.

Представлены инструменты народов Африки: джембе (барабан), маримба (африканский аналог ксилофона), калимба (мелодичный музыкальный ящик).

Демонстрация коротких отрывков африканской музыки, сопровождаемая вопросами:

— Какой инструмент звучит громче остальных?

— Кто слышал подобные мелодии ранее?

Игра «Передай ритм»: передавайте хлопками услышанный ритм джембе.

Этап №3. Азиатские инструменты.

Изучаются азиатские музыкальные инструменты: японская кото (струнный инструмент), китайский гонг, индийская табла (малый барабан).

Вопросы детям:

— Зачем китайскому музыканту нужен гонг?

— Что напоминает табла?

Активное упражнение: постучите ладонями по столу, подражая звуку китайского гонга.

Этап №4. Американские инструменты.

Посмотрим на музыкальные инструменты народов Латинской Америки и США: маракас, кастаньеты, банджо, труба, бас-гитара.

Практическое задание: используя самодельные маракасы, исполните простую мелодию под руководством педагога.

Этап №5. Инструменты коренных народов России. Краткое ознакомление с национальными инструментами народов России: балалайка, гусли, варган, жалейка.

Упражнение: отберите предметы, похожие на варган и сделайте попытку извлекать из них звуки.

3. Заключительная часть

Педагог задаёт вопросы для проверки полученных знаний:

— Назовите три инструмента, которые вас заинтересовали больше всего.

— Какие ассоциации возникают у вас при звуках джембе и пианино?

Предложите участникам спеть песню с участием игрушек-инструментов.

4. Оценочно-рефлексивная часть

Организуется просмотр видеоряда с демонстрацией выступлений музыкантов, использующих изученные инструменты.

Педагог подводит итоги занятия, подчёркивает значимость и привлекательность музыкального наследия разных народов.

Методические рекомендации: важно подбирать музыкальные треки, соответствующие возрасту детей, избегать сложных технических терминов и сосредоточиться на сенсорном восприятии, чувственном опыте и удовольствии от процесса познания.

Прогнозируемые результаты:

  • Увеличение осведомлённости детей о существовании и особенностях музыкальных инструментов разных народов.
  • Развитие эмоционального отклика на музыкальные звуки, расширение диапазона впечатлений.
  • Формирование устойчивых ассоциаций между музыкой и определённой страной или народом.
  • Повышение интереса к дальнейшему освоению мира музыки и этнографических исследований.