Самообразование в средней группе по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования – пластилинографию»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, пластилинография


Цель: Совершенствование своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.

Задачи:

  • Совершенствовать собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
  • Выявить особенности развития творческих способностей детей.
  • Способствовать развитию интереса к пластилинографии.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения. Учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

План работы по самообразованию

Месяц и тема

Цель

Материал

Сентябрь

1.«Воздушные шары»

- Познакомить детей с техникой пластилинография.
- Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
- Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.
- Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по
поверхности основы.
- Развивать эстетическое и образное восприятие.

картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/2 А4; пластилин красного, синего, зеленого цветов;
воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации;
салфетка для рук;
доска для лепки.

Сентябрь

2.«Созрели яблочки в саду»

- Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.
- Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
- Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
- Развивать образное восприятие.

плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4;
пластилин красного или желтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей; салфетка для рук.

Октябрь

3Бусы для куклы Люси»

-Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать
элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.
- Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями,
делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.
- Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики
малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
- Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4;
пластилин желтого и красного цветов;
стека;
салфетка для рук;
доска для лепки;
разные бусы для образца.

Октябрь

4.«Солнышко проснулось, детям улыбнулось»

- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек
пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму.
-Учить приему сплющивания
шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
- Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой

плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха,
размер ½ А4;
пластилин желтого, красного, оранжевого цветов;
салфетка для рук;
доска для лепки;
персонажи к сказке «Утренние лучи» К.Ушинского для фланелеграфа.

Ноябрь

5.«Осеннее дерево»

-Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
- Формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения осеннего  дерева посредством пластилинографии.
- Учить использовать для работы разнофактурный материал.
- Развивать у детей выразительность в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
-Воспитывать бережное отношение к природе.

плотный картон белого цвета с силуэтом дерева размером ½ , с готовой основой (делаем заранее тонирование самими детьми на картоне), набор пластилина, простой карандаш,  манная крупа салфетка для рук, осенние листья, иллюстрации с изображением осени.

Ноябрь

6.«Удивительная дымка»

Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными
традициями в изготовлении игрушек.
Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету
частей с узором в стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской
куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное
искусство нераздельно от устного народного творчества.

плотный картон белого цвета (размер — А4) с силуэтом барыни-водоноски,
набор разноцветного пластилина,
дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, кукла-барыня, кукла-водоноска, кукла-няня,
салфетка для рук.

Декабрь

7.«Кактус в горшочке»

- Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям обитания.
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
- Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности.
- Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий поддатливый, способен принимать заданную форму.
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Плотный картон жёлтого цвета размером 15\20;
набор пластилина;
набор бусинок, бисер любого цвета и размера;
половинки зубочисток; цветок искусственный;
простой карандаш;
салфетка для рук;
картинка с изображением кактуса.

Декабрь

8.«Снеговик»

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в
определенное время года.
- Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной
плоскости.
- Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
- Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы
«бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.
- Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации
конструктивного замысла.

картон голубого (синего) цвета, размер А4,
набор пластилина,
белая яичная скорлупа,
стека,
салфетка для рук,
игрушка снеговик.

Январь

9. «Звёздное небо»

- Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
- Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением,
сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
- Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них
шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
- Развивать композиционное и пространственное восприятие.

плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4;
пластилин желтого, белого цветов;
стека;
салфетка для рук;
доска для лепки.

Январь

10. «Мышка норушка и золотое яичко»

- Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.
- Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
- Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
- Развивать сюжетно-игровой замысел.

плотный картон светлого тона, размер 1/2 А4;
пластилин серого, желтого, белого цветов;
2 горошины черного перца;
салфетка для рук;
доска для лепки;
стека;
2 веревочки (ленточки) для игры;
шапочка кота.

Февраль

11. «Клубочки для котёнка»

- Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
- Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать
пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
- Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
- Развивать мелкую моторику рук.

плотный картон с силуэтом котенка, размер 1/2 А4;
пластилин ярких цветов;
салфетка для рук; доска для лепки;
картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные»
(автор С.А. Веретенникова).

Февраль

12. «Самолёт летит»

- Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части,
раскатывать его прямыми движениями ладоней.
- Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться
точной передачи формы предмета, его строения, частей.
- Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя
знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
- Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной
плоскости — пластилинографии.

плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков, солнца, размер /2 А4;
пластилин серого и желтого цветов;
салфетка для рук;
доска для лепки; стека;
иллюстрация с изображением самолета или самолет-игрушка.

Март

13. «Букет для мамы»

- Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
- Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объём и выступают над поверхностью основы.
- Формировать композиционные навыки.
- Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой.

Плотный картон размером А4 с силуэтом корзины в нижней части листа;
набор пластилина;
стека;
салфетка для рук;
иллюстрация с изображением цветов.

Март

14. «Улитка»

- Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на
плоскости.
- Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми
движениями обеих рук.
- Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.
- Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик),
используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

плотный картон с силуэтом листочка, размер /2 А4;
пластилин черного и коричневого цветов; салфетка для рук;
доска для лепки; стека;
иллюстрация с изображением улитки (или улитка-игрушка)

Апрель

15. «Уточка с утятами»

- Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
- Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
- Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать
части и придавать им нужную форму (хвост утенка).
- Развивать чувство формы и композиции.

плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом плавающей утки, размер 1/2 А4; пластилин желтого и красного цветов;
2 горошины черного перца;
салфетка для рук;
доска для лепки;
стека;
утенок-игрушка.

Апрель

16. «Радуга-дуга»

- Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной
длины прямыми движениями обеих рук.
- Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
- Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании
радужных полос.
- Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4; пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением радуги.

Май

17. «Черепаха»

- Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего
вида, образе жизни черепахи.
- Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета
круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание,
нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
- Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
- Воспитывать бережное отношение к живым существам.

плотный картон желтого цвета, размер 1/2 А4; пластилин коричневого и зеленого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; картинка черепаха (или игрушка); палочка или карандаш.

Май

18. «Вышла курочка гулять»

-Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
- Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми
движениями.
- Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для
получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).
-Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы, размер 1/2 А4; пластилин желтого и красного цветов; салфетка для рук; доска для лепки; 2 горошины черного перца; стека; иллюстрация с изображением курицы с цыплятами.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы изд-во Мозаика – Синтез Москва 2014.
  3. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И.А.Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010 – 125с.
  4. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. Для педагогов дошкольного образования / И.А.Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007 – 134с.
  5. Г.Н.Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003".
  6. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015.