Цель: Совершенствование своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.
Задачи:
- Совершенствовать собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
- Выявить особенности развития творческих способностей детей.
- Способствовать развитию интереса к пластилинографии.
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения. Учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
План работы по самообразованию
| Месяц и тема | Цель |
Материал |
Сентябрь 1.«Воздушные шары» |
- Познакомить детей с техникой пластилинография. |
картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/2 А4; пластилин красного, синего, зеленого цветов; |
Сентябрь 2.«Созрели яблочки в саду» |
- Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. |
плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4; |
Октябрь 3.«Бусы для куклы Люси» |
-Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать |
плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4; |
Октябрь 4.«Солнышко проснулось, детям улыбнулось» |
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. |
плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха, |
Ноябрь 5.«Осеннее дерево» |
-Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. |
плотный картон белого цвета с силуэтом дерева размером ½ , с готовой основой (делаем заранее тонирование самими детьми на картоне), набор пластилина, простой карандаш, манная крупа салфетка для рук, осенние листья, иллюстрации с изображением осени. |
Ноябрь 6.«Удивительная дымка» |
Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными |
плотный картон белого цвета (размер — А4) с силуэтом барыни-водоноски, |
Декабрь 7.«Кактус в горшочке» |
- Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям обитания. |
Плотный картон жёлтого цвета размером 15\20; |
Декабрь 8.«Снеговик» |
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в |
картон голубого (синего) цвета, размер А4, |
Январь 9. «Звёздное небо» |
- Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. |
плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4; |
Январь 10. «Мышка норушка и золотое яичко» |
- Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. |
плотный картон светлого тона, размер 1/2 А4; |
Февраль 11. «Клубочки для котёнка» |
- Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. |
плотный картон с силуэтом котенка, размер 1/2 А4; |
Февраль 12. «Самолёт летит» |
- Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, |
плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков, солнца, размер /2 А4; |
Март 13. «Букет для мамы» |
- Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. |
Плотный картон размером А4 с силуэтом корзины в нижней части листа; |
Март 14. «Улитка» |
- Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на |
плотный картон с силуэтом листочка, размер /2 А4; |
Апрель 15. «Уточка с утятами» |
- Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. |
плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом плавающей утки, размер 1/2 А4; пластилин желтого и красного цветов; |
Апрель 16. «Радуга-дуга» |
- Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной |
плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4; пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением радуги. |
Май 17. «Черепаха» |
- Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего |
плотный картон желтого цвета, размер 1/2 А4; пластилин коричневого и зеленого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; картинка черепаха (или игрушка); палочка или карандаш. |
Май 18. «Вышла курочка гулять» |
-Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. |
плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы, размер 1/2 А4; пластилин желтого и красного цветов; салфетка для рук; доска для лепки; 2 горошины черного перца; стека; иллюстрация с изображением курицы с цыплятами. |
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы изд-во Мозаика – Синтез Москва 2014.
- Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И.А.Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010 – 125с.
- Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. Для педагогов дошкольного образования / И.А.Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007 – 134с.
- Г.Н.Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003".
- Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015.