Как работать с терминами на уроках физики

Разделы: Физика


В основе любой науки лежат понятия – не овладев понятиями, не познаешь науку. Поэтому так важно для успешного освоения школьной программы обучить детей работе с понятиями, терминами – важнейшим элементам функциональной грамотности.

С терминами обучающиеся работают на каждом уроке, термины разные, но структура определения того или иного понятия должна быть одинаковой. В этом плане необходимо обсудить с учителями русского языка, как они на своих уроках строят определение понятия, договориться о межпредметном уроке, чтобы у детей появилось понимание единства требований: термины разные – правило одно.

Именно так и поступила автор данной статьи: вместе с учителем русского языка были разработаны общие подходы к работе с понятием, проведены совместные уроки русского языка и физики, на которых дети увидели, что работа с понятием на уроках русского языка ничем не отличается от работы с понятием на уроке физики (математики, истории и т.д.). Понимание этого снимает у детей страх перед неизвестным термином, выучить определение которого им труднее, чем научиться писать китайские иероглифы.

Основная работа по формированию умения работать с понятием, конечно же, лежит на учителе русского языка. Учителя других предметов должны также владеть методикой работы с определением и всякий раз, знакомя детей с новым термином, делать акцент на усвоенном ими на уроках русского языка алгоритме. Только в этом случае можно говорить о формировании осознанных навыков функциональной грамотности.

Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некоего понятия, получение прямого ответа на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Явное определение имеют форму совпадения двух понятий. Например: Термометр — это физический прибор, предназначенный для измерения температуры. Периметр — это сумма сторон какой-нибудь геометрической фигуры.

Неявное определение может быть контекстуальным и остенсивным (путем непосредственного показа). Контекстуальное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется.

Например, в учебнике физики 7 класса в тексте параграфа «Механическая работа» нет «классического» определения работы как физической величины:

  • «… Это определенная физическая величина, а значит, ее можно измерить…
  • …Из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы…
  • …Итак, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется…
  • …Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути…»

Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. Поэтому, зная алгоритм работы с определением, обучающиеся, прочитав текст, легко составляют по описанным признакам определение механической работы. Ко всему прочему, ребята, читая текст, проводят целый ряд мыслительных операций:

  • определяют категорию понятий – величина, явление или закон;
  • устанавливают последовательность подчинения понятий;
  • выделяют видовое отличие;
  • проверяют правильность определения.

Результатом такой работы является быстрое и, главное, осознанное запоминание определения механической работы. Легко в этом случае запоминается и формула механической работы, что в физике является одним из важнейших элементов знания. Ко всему прочему, здесь же делается акцент на понимание и применение математических терминов, умения читать формулы, а это уже другой способ представления информации.

Структура определения:

  1. Определяемое понятие.
  2. Указание ближайшего рода.
  3. Видовое отличие.

Таблица 1. Примеры построения определения

Определяемое понятие

Определяющее понятие

Родовой признак

Видовое отличие

Двигатель

Машина,

преобразующая какой-либо вид энергии в механическую энергию

Электродвигатель

двигатель

преобразующий электрическую энергию в механическую

Сила тока

Физическая величина

равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени, в течение которого этот заряд протекал.

Внешний фотоэффект

явление

вырывания электронов из вещества под действием света

Динамика

часть механики,

в которой изучаются причины ускорения тел.

На уроках физики чаще всего приходится работать с определением физических величин, поэтому алгоритм работы с ними уже отработан, что облегчает детям запоминание как самого понятия, его определения и формулы. Два-три повторения на уроке – и большинство ребят запоминают суть. В качестве примера ниже приводится алгоритм самостоятельной работы с определением физической величины:

  1. Внимательно прочитайте определение (формулировку).
  2. Выясните, понятен ли смысл каждого слова (найдите синоним). Если какие-то слова непонятны, найдите их значение в предыдущих параграфах или в словаре.
  3. Выясните, какие физические величины упоминаются в данном определении (формулировке), как они связаны между собой математически.
  4. Вспомните, какими буквами обозначаются данные величины, подумайте, как можно записать данное определение математически.
  5. Прочитайте определение наизусть, опираясь на математическую запись (формулу).
  6. Проверьте, правильно ли вы запомнили определение, сверяясь с текстом учебника.
  7. При необходимости повторите пункты 5,6.

В определении физической величины есть одна особенность – его можно записать с помощью буквенных обозначений в виде формулы. Это тоже облегчает запоминание.

Как работать с текстом учебника

Приступая к изучению параграфа, рекомендуется сначала прочитать параграф в целом. Затем необходимо с ручкой и листком бумаги вдумчиво читать каждый абзац, ни в коем случае нельзя игнорировать или просто бегло просматривать рисунок или график. Необходимо внимательно читать описание к рисунку и повторить его в тетради.

После внимательного прочтения необходимо выбрать главное, потому что при ответе на уроке детали «потянутся» за главным. Выделить главное помогут всем известные обобщенные планы описания физической величины, закона, прибора и т.д.

Другая функция обобщенных планов – учащиеся одновременно усваивают основные признаки закона, величины, теории, физического явления.

Если ребенок работает с учебником таким образом в системе, то он быстро к этому привыкает, сокращается время подготовки к урокам. Но ограничиваться этим не стоит, т.к. объемы изучаемого материала растут от класса к классу, поэтому учащихся надо выводить на следующий уровень – составление опорных конспектов: структурно-логических схем, таблиц, ментальных карт (mind-map) и т.д.

Особенно это важно при подготовке к зачету, экзамену, контрольной работе, когда нужно привести в систему большой объем информации. Форму опорного конспекта учащийся выбирает сам, но предварительно надо показать учащимся подход к каждому из видов опорных конспектов.

Главное требование – конспект должен быть выполнен на одной стороне листа, большой объем информации с малым количеством слов. Слова заменяются рисунками, схемами, условными обозначениями, связи между отдельными блоками показываются стрелками. В текстовом конспекте ориентироваться сложно, а графика "разгрузит" конспект и "включит" зрительную память.

Очень важно, чтобы таблица или структурно-логическая схема поместились на одной стороне листа – в этом случае вы будете видеть всю информацию сразу. Ведь по карте легче и быстрее определить направление к цели, нежели искать его, блуждая по улицам города наугад.

Разумеется, составление таких конспектов требует определенного навыка, а навык приходит в процессе тренировки. С целью мотивации иногда учащимся можно позволить воспользоваться своими опорными конспектами на контрольной работе или зачете. Тогда они быстро понимают ценность подобной работы.

Концепция урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «МКТ идеального газа» в 10-м классе»

Использованные источники

  1. https://urok.1sept.ru/articles/500621
  2. https://urok.1sept.ru/articles/678025