В основе любой науки лежат понятия – не овладев понятиями, не познаешь науку. Поэтому так важно для успешного освоения школьной программы обучить детей работе с понятиями, терминами – важнейшим элементам функциональной грамотности.
С терминами обучающиеся работают на каждом уроке, термины разные, но структура определения того или иного понятия должна быть одинаковой. В этом плане необходимо обсудить с учителями русского языка, как они на своих уроках строят определение понятия, договориться о межпредметном уроке, чтобы у детей появилось понимание единства требований: термины разные – правило одно.
Именно так и поступила автор данной статьи: вместе с учителем русского языка были разработаны общие подходы к работе с понятием, проведены совместные уроки русского языка и физики, на которых дети увидели, что работа с понятием на уроках русского языка ничем не отличается от работы с понятием на уроке физики (математики, истории и т.д.). Понимание этого снимает у детей страх перед неизвестным термином, выучить определение которого им труднее, чем научиться писать китайские иероглифы.
Основная работа по формированию умения работать с понятием, конечно же, лежит на учителе русского языка. Учителя других предметов должны также владеть методикой работы с определением и всякий раз, знакомя детей с новым термином, делать акцент на усвоенном ими на уроках русского языка алгоритме. Только в этом случае можно говорить о формировании осознанных навыков функциональной грамотности.
Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некоего понятия, получение прямого ответа на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Явное определение имеют форму совпадения двух понятий. Например: Термометр — это физический прибор, предназначенный для измерения температуры. Периметр — это сумма сторон какой-нибудь геометрической фигуры.
Неявное определение может быть контекстуальным и остенсивным (путем непосредственного показа). Контекстуальное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется.
Например, в учебнике физики 7 класса в тексте параграфа «Механическая работа» нет «классического» определения работы как физической величины:
- «… Это определенная физическая величина, а значит, ее можно измерить…
- …Из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы…
- …Итак, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется…
- …Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути…»
Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. Поэтому, зная алгоритм работы с определением, обучающиеся, прочитав текст, легко составляют по описанным признакам определение механической работы. Ко всему прочему, ребята, читая текст, проводят целый ряд мыслительных операций:
- определяют категорию понятий – величина, явление или закон;
- устанавливают последовательность подчинения понятий;
- выделяют видовое отличие;
- проверяют правильность определения.
Результатом такой работы является быстрое и, главное, осознанное запоминание определения механической работы. Легко в этом случае запоминается и формула механической работы, что в физике является одним из важнейших элементов знания. Ко всему прочему, здесь же делается акцент на понимание и применение математических терминов, умения читать формулы, а это уже другой способ представления информации.
Структура определения:
- Определяемое понятие.
- Указание ближайшего рода.
- Видовое отличие.
Таблица 1. Примеры построения определения
Определяемое понятие |
Определяющее понятие |
|
Родовой признак |
Видовое отличие |
|
Двигатель |
Машина, |
преобразующая какой-либо вид энергии в механическую энергию |
Электродвигатель |
двигатель |
преобразующий электрическую энергию в механическую |
Сила тока |
Физическая величина |
равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени, в течение которого этот заряд протекал. |
Внешний фотоэффект |
явление |
вырывания электронов из вещества под действием света |
Динамика |
часть механики, |
в которой изучаются причины ускорения тел. |
На уроках физики чаще всего приходится работать с определением физических величин, поэтому алгоритм работы с ними уже отработан, что облегчает детям запоминание как самого понятия, его определения и формулы. Два-три повторения на уроке – и большинство ребят запоминают суть. В качестве примера ниже приводится алгоритм самостоятельной работы с определением физической величины:
- Внимательно прочитайте определение (формулировку).
- Выясните, понятен ли смысл каждого слова (найдите синоним). Если какие-то слова непонятны, найдите их значение в предыдущих параграфах или в словаре.
- Выясните, какие физические величины упоминаются в данном определении (формулировке), как они связаны между собой математически.
- Вспомните, какими буквами обозначаются данные величины, подумайте, как можно записать данное определение математически.
- Прочитайте определение наизусть, опираясь на математическую запись (формулу).
- Проверьте, правильно ли вы запомнили определение, сверяясь с текстом учебника.
- При необходимости повторите пункты 5,6.
В определении физической величины есть одна особенность – его можно записать с помощью буквенных обозначений в виде формулы. Это тоже облегчает запоминание.
Как работать с текстом учебника
Приступая к изучению параграфа, рекомендуется сначала прочитать параграф в целом. Затем необходимо с ручкой и листком бумаги вдумчиво читать каждый абзац, ни в коем случае нельзя игнорировать или просто бегло просматривать рисунок или график. Необходимо внимательно читать описание к рисунку и повторить его в тетради.
После внимательного прочтения необходимо выбрать главное, потому что при ответе на уроке детали «потянутся» за главным. Выделить главное помогут всем известные обобщенные планы описания физической величины, закона, прибора и т.д.
Другая функция обобщенных планов – учащиеся одновременно усваивают основные признаки закона, величины, теории, физического явления.
Если ребенок работает с учебником таким образом в системе, то он быстро к этому привыкает, сокращается время подготовки к урокам. Но ограничиваться этим не стоит, т.к. объемы изучаемого материала растут от класса к классу, поэтому учащихся надо выводить на следующий уровень – составление опорных конспектов: структурно-логических схем, таблиц, ментальных карт (mind-map) и т.д.
Особенно это важно при подготовке к зачету, экзамену, контрольной работе, когда нужно привести в систему большой объем информации. Форму опорного конспекта учащийся выбирает сам, но предварительно надо показать учащимся подход к каждому из видов опорных конспектов.
Главное требование – конспект должен быть выполнен на одной стороне листа, большой объем информации с малым количеством слов. Слова заменяются рисунками, схемами, условными обозначениями, связи между отдельными блоками показываются стрелками. В текстовом конспекте ориентироваться сложно, а графика "разгрузит" конспект и "включит" зрительную память.
Очень важно, чтобы таблица или структурно-логическая схема поместились на одной стороне листа – в этом случае вы будете видеть всю информацию сразу. Ведь по карте легче и быстрее определить направление к цели, нежели искать его, блуждая по улицам города наугад.
Разумеется, составление таких конспектов требует определенного навыка, а навык приходит в процессе тренировки. С целью мотивации иногда учащимся можно позволить воспользоваться своими опорными конспектами на контрольной работе или зачете. Тогда они быстро понимают ценность подобной работы.
Концепция урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «МКТ идеального газа» в 10-м классе»
Использованные источники