Согласные звуки [т], [т’]. Буква Т, т

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Буква Т т


Цели:

  • учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы,
  • формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
  • работать над развитием речи, мышления, внимания, фонематического слуха;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: лента букв, звуковые модели, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.

(Учитель проверяет готовность к уроку)

Актуализация знаний. Повторение пройденного

- Ребята, посмотрите на ленту букв и назовите те буквы, с которыми мы познакомились. (а, о, у, ы, и, н, с, к, т)

- Назовите гласные.

- Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

- Назовите согласные буквы, которые обозначают звонкие звуки?

- Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие звуки?

Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой.

Игра «Доскажи словечко».

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...(тучи)

До чего большая кошка!
Поиграть бы с ней немножко.
Но мне стало не до игр,
Как узнал, что это… (тигр)

- Какие звуки мы слышим в начале слов?

- Знакомы ли мы с такими звуками?

- Сформулируйте тему урока. (Звуки [т], [т'], буква Т, т.)

- Какая цель нашего урока? (Познакомиться с новыми звуками и новой буквой, научиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.)

Работа над новым материалом

(Анализ слов «три» и «пять» с использованием предметных рисунков из Азбуки.)

- Посмотрите на рисунки в Азбуке. Какая цифра написана вверху? (три)

- Сколько слогов в этом слове? (1)

- Что представляет собой этот слог? (В начале звук [т], а потом слияние «ри»)

- Посмотрите на схему: первым квадратиком обозначен звук, который не входит в слияние. Произнесите его. ([т]). Определите, согласный он или гласный? (Согласный, так как не образует слога, воздух встречает преграду: язык упирается в верхние зубы).

- Как звучит в слове: твердо или мягко? (твёрдо)

Аналогично по предметному рисунку в слове «пять» выделяем конечный звук ([т']). Анализируем слово в соответствии со схемой.

- Определите, какие это звуки звонкие или глухие? (глухие)

- Звуки [т], [т'] обозначаются буквой Т, т.

- Рассмотрите печатные буквы: заглавную и строчную. Чем они похожи, чем различаются?

- На что похожа буква?

На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
Т напоминает грабли,
Но без зубчиков, не так ли.

Физминутка

Игра «Твёрдый, мягкий»

(Приседаем, если слышим [т], хлопаем в ладоши, если слышим [т'])

Стул, тетрадь, кактус, кисти, тапки, тишина, стакан, котик, каток, рот, турист, трамвай.

Работа по учебнику на страницах 52-53.

А) Чтение слогов.

- Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает твердый звук.

- Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает мягкий звук.

Б) Игра «Добавь слог до слова» (тыква, туча, тина, танк, торт).

В) Чтение слов и текста на странице 53.

Задания после прочтения:

- Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?

- Сколько предложений здесь записано?

- Как оформляется предложение на письме?

Г) Работа в парах.

- Задайте другу вопросы со словами кто и как.

Д) Работа на странице 52.

- Прочитайте, что написано красными буквами вверху страницы.

- Кто такой А.С.Пушкин?

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

- Кто изображен на рисунке?

- Прочитайте отрывок из поэмы.

- На каком дереве была «златая цепь»?

- Как автор называет кота?

- Что делает кот?

- Найдите в тексте буквы Т.

- Сколько их?

Физминутка

Игра «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы будем определять место звуков [т], [т'] в словах: если этот звук в начале слова - приседаем, если в конце слова - поднимаем вверх руки, если в середине - руки в стороны.

Туча, трамплин, кот, метр, тарелка, ветер, тёмный, катер, свет, мотор, привет, тайна.

Работа по учебнику на странице 54.

А) Игра «Превращение слов»

Б) Разгадывание ребуса.

В) Чтение слов и текста.

Итог урока

Завершился наш урок.
И подводим мы итог.

- С какой буквой мы познакомились?

- Какие звуки обозначает буква Т?