Цель: учить дифференцировать гласные звуки.
Задачи:
- учить различать гласные звуки и буквы в словах, дифференцировать их;
- закреплять знания о гласных звуках;
- развивать фонематический слух;
- анализировать слова и группировать из по определенному признаку;
- развивать долговременную память, мышление;
- ориентироваться в пространстве;
- развивать орфографическую зоркость.
Слайд №1
Организационный момент
Раз-два - выше голова
Три-четыре - руки шире
Пять-шесть - тихо сесть
Сообщение темы занятия. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок называется «Путешествие огурчика». Нам предстоит работать с звуками[О] [Ё], а это значит, что нам надо разогреть наш ротик.
Слайд №2
Артикуляционная гимнастика
Слайд №3
Пение алфавита
Слайд №4
Жил-был на грядке огурчик.
Он был очень энергичным.
И вот однажды решил огурчик попутешествовать!
Слайд №5
Друзья пытались отговорить его от этой затеи. Пели ему. Вот послушайте, ребята.
Слайд №6
Потешка «Огуречик»
Слайд №7
Но огуречик не слушал друзей. Ребята, давайте мы попробуем остановить огурчик. Будем все вместе петь потешку и отбивать ритм ладошками
Слайд №8
Потешка «Огуречик»
Слайд №9
Не послушался огуречик….
Слайд №10
И ушёл с огорода.
Слайд №11
А где же огурчик?
Ребята, давайте позовём непослушный огуречик. Произнесите слово огуречик по звукам. Какой первый звук в слове огуречик?
Расскажите, пожалуйста мне всё про букву О и звук [О], ребята.
Слайд №12
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Правильно, ребята.
Слайд №13
Артикуляция звука
Чтобы произнести звук [О]:
губы округляем и немного выдвигаем вперёд;
зубы закрываем округлыми губами;
заднюю часть спинки языка поднимаем к мягкому нёбу;
мягкое нёбо приподнимаем и прижимаем к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт и воздушная струя идёт через рот;
голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Давайте все вместе произнесём звук [О], ребята. Молодцы!
Слайд №14
Звуковые дорожки
А теперь погуляем по звуковым дорожкам. Носиком делаем вдох, а на выдохе произносим звук [О], ребята.
Спойте на одном выдохе прямую дорожку ребята.
Теперь будем «прыгать через лужи». На каждую линию делаем вдох и выдох.
А теперь «бежим по горячим камням». Один вдох и много выдохов.
А сейчас «поплывем по волнам». Изменяем силу голоса, ребята.
Молодцы!
Слайд №15
Ребята, напиши букву О в воздухе, пожалуйста.
Слайд №16
А сейчас сыграем в игру «Поймай и назови букву». На экране будут появляться буквы и мы их должны назвать. А если вы увидите букву О, ребята, то нужно не только назвать её, но и хлопнуть в ладошки (поймать её).
Слайд №17
«Исправь ошибку художника»
Ребята. Мы с вами пели звук [О]? А как мы называем звуки, что можно петь? А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Посмотрите, пожалуйста, правильно ли художник раскрасил букву О, ребята? Что нужно ему сказать? Молодцы!
Слайд №18
Скажите, пожалуйста, как называется место где растут огурцы и другие овощи, ребята. Произнесите слово огород по звукам. Где стоит звук [О] в этом слове? Сколько слогов в слове огород, ребята? Молодцы!
Послушайте загадку, ребята.
В огороде Дед
В тряпьё одет.
Одет на смех-
Пугает всех.
О чём эта загадка, ребята?
Слайд №19
Правильно, это пугало. Где стоит звук [О] в этом слове? Сколько слогов в слове огород, ребята? Молодцы!
Предлагаю спеть песню о пугало, ребята.
Слайд №20
Согласование речи и движения «Пугало»
Слайд №21
Пугало и огуречик встретились и разговорились.
- Огуречик почему ты покинул огород?
- Я хочу мир посмотреть, себя показать и новых друзей найти.
- Идея хорошая! Но путь долгий и опасный! Нужен тебе верный помощник!
- Кто же мне поможет? Отгадай загадку и узнаешь, кто твой помощник.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Слайд №22
Правильно, это ёж.
Слайд №23
- Здравствуй, ёжик!
- Здравствуй, огуречик!
- Это правда, что ты очень смелый?
- Послушай песенку и сам узнаешь!
Ребята, споём песенку про маленького ёжика?
Слайд №24
Согласование речи и движения «Маленький ёжик»
Слайд №25
- Ёжик, давай вместе путешествовать!
- Я бы с радостью! Но мне нужно выполнить задание, которое мне задали в ежиной школе.
- Хочешь, мы с ребятами тебе поможем!
- Конечно, хочу!
Ребята, что вы знаете про букву Ё и звук [Ё]? Расскажите ёжику, пожалуйста.
Слайд №26
По тропинке Ё бежала,
Ё две точки потеряла,
Плачет, сидя на земле:
- Я теперь не Ё, а Е!
Слайд №27
Артикуляция звука
Двойной звук (дифтонг). Произнесение изолированного звука представляет собой произнесение двух звуков. Для того чтобы получился звук, нужно присоединить к гласному [о] кратко произносимый звук [и].
Слайд №28
Звуковые дорожки
Слайд №29
Напиши букву в воздухе
Слайд №30
«Назови звуки и поймай букву Ё ладошками»
Слайд №31
«Исправь ошибку художника»
Слайд №32
«Назови гласные звуки»
Молодцы, ребята. Хорошо справились с этим заданием. А теперь послушайте и запомните потешку на звук [ё], а называется она «Ёлочка».
Слайд №33
Потешка «Ёлочка»
А теперь все вместе будем петь потешку «Ёлчка» и отбивать ритм ладошками.
Слайд 34
Потешка «Ёлочка»
Слайд №35-36
Молодцы! А имя моё сможете выложить цветными буквами? И посчитать количество слогов в нём, ребята?
Слайд 37-38
А как ласково вы назовёте меня? Разберите и это слово, ребята. Молодцы! Пора в путь! Шли, шли наши друзья и вдруг услышали.
Слайд №39
Чей это голос, ребята?
Слайд №40
- Здравствуй, ослик! Ты почему так кричишь?
- Я не кричу, а песенку пою! Подпевайте!
Слайд №41
Согласование речи и движения «Ослик»
Слайд №42
- Замечательная песенка! Ослик, пойдём с нами путешествовать!
- Я бы с радостью! Но мне надо стихотворение выучить!
- А мы с ребятами тебе поможем!
Слайд №43-45
Заучивание стихотворения с опорой на картинки
Целый день работал ёжик,
Подметал листву с дорожек.
Только подметет все кочки -
Снова падают листочки.
Слайд №46-47
Ура! Выучил! Теперь мне точно пятёрочку поставят! Делу время, а потехе час! Самое время повеселиться. А помогут нам…
Кто на чёртиков похожи?
Строят всем смешные рожи!
Длинный хвост, большие уши,
На деревьях ждёт их ужин!
Очень любят есть бананы!
Кто же это? (Обезьяны)
Слайд №48
Согласование речи и движения
Слайд №49
Домашнее задание
Слайд №50
Итог занятия