Класс: 1 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
- научиться различать виды лесов;
- понимать значение леса в жизни человека;
- уметь различать деревья по листве;
- познакомить с плодами деревьев;
- изучить строение дерева;
- воспитывать ответственное отношение к лесу;
- учиться обобщать, систематизировать;
- учиться строить речевое высказывание в устной форме;
Оборудование:
- Гербарий из листьев деревьев;
- Презентация к уроку.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
Учитель:
«Сегодня день больших секретов,
Сто вопросов и ответов.
Ну, готовы вы к нему?
Отвечать на «Почему?»
- У всех хорошее настроение. Отлично. Начинаем урок. А помогут нам герои книги братьев Гримм «Белоснежка».
II. Актуализация знаний
(слайд 2)
Загадка:
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошей.
- Ребята хором отвечают: ЛЕС.
- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? (Правильно, о лесе)
- Тема нашего урока: «ЛЕС»
III. Работа над новой темой
1. Игра «Родственные слова» (слайд 4,5)
- Ребята, Белоснежка хочет поиграть с Вами в игру «Родственные слова». Попробуем ответить на её вопросы:
- Назовите лес ласково! (лесок, лесочек)
- Кто ухаживает за лесом? (лесник, лесничий)
- Кто выращивает лес? (лесовод)
- Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)
- Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? (подлесок)
- Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок)
2. Игра «Подбери действие или признак» (слайд 6-9)
- Ребята, попробуем определить, что делает ЛЕС? (растёт, живёт, зеленеет, очищает воздух, радует, горит, роняет листву, шумит).
- А какой бывает ЛЕС? (большой, зелёный, дремучий, густой, красивый, хвойный, лиственный осенний, зимний).
3. Игра «Какие бывают леса?» (слайды 10-21)
Цель:
- познакомить с разновидностью лесов;
- образование прилагательных.
4. Игра «Разговор опавшей листвы» (слайд 22, 23)
Цель: определять разновидность листвы, принадлежность к дереву.
- Я … листочек улетел с клёна. Значит, какой я лист? (кленовый).
5. Игра: "Чьи плоды?"
- Жёлуди растут на …? (дуб)
- Сосновая шишка …? (сосна)
- Еловая шишка…? (ель)
- Берёзовые серёжки…? (берёза)
6. Игра «Строение дерева» (слайд 26, 27)
Цель дидактической игры «Строение дерева» - дать представление о строении дерева и его частях.
7. Игра «Какую пользу я приношу»
Цель игры «Какую пользу я приношу?» - формировать умение выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.
IV. Закрепление
Составление рассказа о дереве по плану-схеме. (слайд 29)
Цель: закрепление умений составлять описательный рассказ по схематическому плану.
Задачи:
- закреплять умение детей работать со схемой.
- закреплять употребление в речи относительных прилагательных,
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- развивать память, воображение.
V. Рефлексия учебной деятельности
(слайд 30)
- Понравилось ли тебе занятие?
- Какое открытие ты для себя сделал?
- Захотелось ли тебе погулять в лесу?