Цель: Сплочение детского коллектива. Развитие экологической культуры.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, воображение, логику, внимание;
- Развивать умение ориентироваться по карте;
- Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в команде;
- Заинтересовать ребенка и привить ему полезную привычку сортировать мусор.
- Продолжать воспитывать любовь к природе, желание сохранять и оберегать природный мир.
Четыре команды выполняют задания на различных станциях. За каждое выполненное задание получают отметку в маршрутном листе. За все выполненные задания получают конверт (кусочек пазла).
Итог квест-игры: В конце игры командам необходимо сложить пазл из кусочков «БЕРЕГИТЕ ЛЕС!!!».
ОРГАНИЗАТОР ИГРЫ - ЛЕСОВИЧОК
НАЧАЛО ИГРЫ
Музыкальный зал. ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС.
Все 4 команды в гостях у Лесовичка.
Воспитатели и дети: Здравствуйте, мы пришли к вам в гости.
Лесовичок: Здравствуйте, дети. Я - старичок Лесовичок, живу в лесной чащобе. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес! Вы знаете, что такое лес?
Ответы детей.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как в лесу гулять нужно? Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, говорим «нет»!
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (НЕТ)
Если съем мороженое и выброшу бумажку? (НЕТ)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (ДА)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (ДА)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (НЕТ)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (НЕТ)
Если мусор уберу, банку закопаю? (ДА)
Я люблю свою природу, я ей помогаю? (ДА)
Ответы детей.
Лесовичок: Молодцы, правила поведения в лесу вы знаете. Так уж и быть, разрешу я вам погулять, да поиграть в лесу. Сейчас произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажетесь в моём волшебном лесу… Встали. Приготовились…
В Волшебный лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнём так:
Один хлопок, ещё хлопок.
И вот уж виден мой лесок,
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Вот мы и попали в Волшебный Лес.
Лесовичок произносит волшебные слова, а на экране появляется «ЧЁРНЫЙ ЛЕС» (Слышен злой голос Госпожи Тьмы)
Госпожа Тьма говорит: «Я заколдовала лес. Пусть в лесу все деревья зачахнут. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку и никогда больше не проснутся. Лес теперь мой. Никто не сможет его расколдовать. Нет таких смельчаков. Ха! Ха! Ха!»
Лесовичок: Ой! Ой! Беда, беда! Лес погибает! Надо спасать лес! Госпожа Тьма овладела лесом. В лесу произошла экологическая катастрофа: всё живое пострадало от неправильного обращения с лесом. Пропали все живые жители леса. Лес погибает. Кто поможет лесу?
Лесовичок: (садится и плачет)
Воспитатель: Уважаемый Лесовичок, не расстраивайтесь. Мы с ребятами постараемся помочь. Только как мы попадём в лес?
Лесовичок: Чтобы вы не заблудились я вам дам карту маршрута. Во время путешествия нужно делать остановки и выполнять различные задания, чтобы расколдовать лес. За правильно выполненные задания вы будете получать конверты, а что в них, можно узнать только в конце путешествия.
Лесовичок: (раздаёт карты маршрута) До свидания! Счастливого пути!
СТАНЦИЯ № ЦАРСТВО КИКИМОРЫ БОЛОТНОЙ
(В одном конце зала стоят «контейнеры» для «мусора», в другом расположено «болото», в котором плавает «мусор»: баночки йогурта, бутылки из-под воды, коробки, крышки, пробки и т.д.)
Воспитатель и дети заходят в спортивный зал.
Кикимора: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в моё царство! Знаете, кто я?
Ответы детей.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая Кикимора! А почему вы такая грустная?
Кикимора (сидит на «кочке» плачет):
Пришёл в лес злой мальчишка,
Хулиган по имени Мишка.
Он по лесу бродит
Страх на всех наводит.
Кустики ломает, гнёзда разоряет.
Всех птиц распугал, мусор на моём болоте раскидал.
Воспитатель: Уважаемая Кикимора, не расстраивайтесь. Мы с ребятами постараемся вам помочь. Только объясните, что нам нужно делать?
Эстафета «Правильная сортировка мусора»
Кикимора: Надо поделится на три команды. Каждый игрок команды по очереди должен преодолеть все препятствия и принести в «контейнер» для «мусора» один предмет. Обратите внимание: контейнеры промаркированы. Готовы?
Ответы детей.
Кикимора: Какие молодцы очистили моё болото от мусора. За это я вам дам волшебный конвертик, он поможет расколдовать наше Лесное царство. Ребята, я надеюсь, что теперь вы будете более бережно относиться к Природе, не загрязнять мир вокруг себя. Не станете бросать фантики, билетики, бутылки, баночки и другой мусор, где попало, как сделал этот злой мальчишка Мишка. Спасибо, до свидания!
Воспитатель: Спасибо, уважаемая Кикимора! До свидания! Ребята, продолжим наше путешествие. Следующая остановка … (называет в соответствие с маршрутом).
СТАНЦИЯ № ЛЕСНАЯ АПТЕКА
Волк: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Лесную Аптеку.
Лес, поля, луга - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Скажите пожалуйста, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?
Ответы детей: Мама даёт таблетки, микстуры.
Волк: А лесные жители, когда заболеют лечатся лекарственными травами. Но случилась беда: все коробочки с названиями лекарственных трав Госпожа Тьма перепутала, все картинки разрезала. Помогите мне разобраться в картинках, не пойму какие лекарственные растения лежат в какой коробочке. Я вам буду загадывать загадки, а вы находите картинки - отгадки. На коробочках написаны цифры и такая же цифра на картинке с обратной стороны, которую надо собрать. Готовы? Слушайте внимательно.
ЗАГАДКИ
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно … (Крапива)Для чая и кваса, знают ребята,
Есть в огороде душистая... (Мята)Есть у бабочки диванчик
Ярко-желтый…(Одуванчик)Придорожный лекарь-кожник
Лечит ранки … (Подорожник)Мы гадали Машке
В поле по … (Ромашке)Ищет прохладу в полдень петух.
Прячься, глупышка, ты под … (Лопух)
(Дети отгадывают загадки, собирают разрезные картинки лекарственных растений)
Волк: Молодцы, справились с испытанием, получите конверт.
Воспитатель: Спасибо, уважаемый Волк! До свидания! Ребята, продолжим наше путешествие. Следующая остановка … (называет в соответствие с маршрутом).
СТАНЦИЯ № НАУКОГРАД
Воспитатель: Ребята, мы пришли с вами в Наукоград. Здесь работает очень известный профессор - Кот Учёный.
Кот Учёный: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в Наукоград!
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый профессор! Как у вас интересно! А что вы сейчас изучаете?
Кот Учёный: Ребята, хотите узнать, что я изучаю? Тогда вам нужно разгадать ребус по первым буквам названий картинок и озвучить получившееся слово и написать его. К каждой картинке у меня есть загадка.
ЗАГАДКИ
1.
С высоты большой врываясь грозно он ревет
И о камни разбиваясь пеною встает. (Водопад)
2.
Водоем - со всех сторон окружен сушей он. (Озеро)
3.
Меня частенько просят, ждут.
Только появляюсь я, прятаться бегут. (Дождь)
4.
Самая опасная и хищная рыба в океане? (Акула)
Кот Учёный: Молодцы, справились. Действительно, я изучаю воду и способы её очистки.
Воспитатель: Уважаемый профессор, а что за грязная, мутная вода стоит у вас на столе?
Кот Учёный: Госпожа Тьма отравила и замусорила всю воду в реках и озёрах Волшебного леса. Эти пробы воды прислал мне Лесовичок и попросил придумать, как её очистить.
Воспитатель: Уважаемый профессор, мы с ребятами готовы вам помочь. Что нужно делать?
Кот Учёный: Посмотрите: на столах стоят ёмкости с грязной водой. Как вы думаете, как в такой воде живётся жителям водоёмов?
Ответы детей: Плохо, это вредно для их здоровья и т.д.
Кот Учёный: Поэтому мы эту воду будем фильтровать (очищать). Для этого нужны: пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это нам понадобится в работе. Ребята, все готовы?
Ответы детей: Да.
ОПЫТ № 1. ФИЛЬТР-СЕТКА
Кот Учёный: А теперь внимание. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмём пустой чистый стакан, вставим в него воронку, а в воронку фильтр-сетку. Затем воду профильтруем: переливаем грязную воду в чистый стакан. Ребята, давайте посмотрим на фильтр. Он стал грязным, на нём остались большие кусочки грязи. А вода стала чистой?
Ответы детей: Нет.
Кот Учёный: А теперь уберём использованный фильтр. Попробуем профильтровать воду другим способом.
ОПЫТ № 2. ФИЛЬТР-ТКАНЬ
Кот Учёный: Возьмём воронку, вставим в пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложим кусочек ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань, а потом посмотрим на фильтр. Он стал грязным?
Ответы детей: Да, стал.
Кот Учёный: Правильно здесь и песчинки и соринки. Значит, этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. А теперь профильтруем воду через ватные диски.
ОПЫТ № 2. ФИЛЬТР-ВАТНЫЕ ДИСКИ
Кот Учёный: Также в воронку вставим ватный диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем. И здесь на фильтре остались соринки? Посмотрите, вода стала чище?
Ответы детей: Да, вода стала чище.
Кот Учёный: Как вы думаете, почему вода стала чище?
Ответы детей: Потому что ватный диск плотный. И не пропускает самые мелкие соринки.
Кот Учёный: Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой! Ребята, теперь мы знаем, как очистить воду в реках и озёрах. Спасибо, ребята за помощь. Получите конверт.
Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор! До свидания! Ребята, продолжим наше путешествие. Следующая остановка … (называет в соответствие с маршрутом).
СТАНЦИЯ № ПОЛЯНКА ЗАГАДОК
Воспитатель: Ребята мы пришли с вами на Полянку Загадок, в гости Бабушке-Загадушке.
Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, ребятки! Я Бабушка-Загадушка, я буду вам загадывать «лесные» загадки, и если вы их правильно отгадаете, то получите конверт. Готовы? Слушайте внимательно!
ЗАГАДКИ
1.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
2.
С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол.
И в дупло убежал. (Белка)
3.
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
4.
Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
5.
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
6.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Ребятишки и медведи. (Малина)
7.
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Бабушка-Загадушка: Молодцы, с этим заданием вы справились! Предлагаю ещё поиграть в загадки, уж очень вы мне понравились. Лес у нас Волшебный и у меня для вас есть сказочные загадки. Готовы их отгадывать?
Ответы детей: Да!
Бабушка-Загадушка: Слушайте внимательно!
СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ
1. Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
2. Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки. («Аленький цветочек»)
3. Назовите сказку об овоще - гиганте. («Репка»)
4. Назовите сказку, в которой описывается сбор первоцвета для букета. («Двенадцать месяцев»)
5. Назовите сказку, в которой описывается редкий (волшебный) вид птиц с ярким оперением. («Конек-Горбунок»)
6. Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле («По щучьему велению»)
Бабушка-Загадушка: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились отлично. Вы большие знатоки сказок. За выполнение всех заданий вы получаете конвертик.
Воспитатель: Спасибо, уважаемая Бабушка-Загадушка! До свидания!
Бабушка-Загадушка: До свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Ребята, вот мы и собрали все четыре конверта и можем вернуться на лесную полянку к Лесовичку. Давайте посмотрим на карту, и уточним, где нас ждёт Лесовичок.
КОНЕЦ ИГРЫ
Музыкальный зал. ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС.
Все 4 команды на лесной полянке у Лесовичка.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там такое.
(Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката).
Ответы детей: Ой, это пазлы какой-то картинки.
Лесовичок: Ребята, сложите все части правильно и тогда наш лес освободиться от заклятия Госпожи Тьмы.
(Дети собирают картинку).
Лесовичок: Что же у вас получилось? А получился плакат «Береги лес!». Ребята, посмотрите наш лес опять ожил.
(На экране ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕС)
Лесовичок: Этот плакат напоминает нам, что нужно беречь и охранять лес.
У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками! Для этого мы произнесём настоящую клятву защитника природы. Я читаю, а вы говорите, КЛЯНУСЬ!
Клятва «Юных Защитников Природы»
- Я честный, добрый и заботливый человек и хочу вступить в ряды Юных защитников природы. (Клянусь)
- Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зелёные насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними. (Клянусь)
- Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озёрах, поэтому я обещаю беречь водоёмы от загрязнений, экономить водопроводную воду. (Клянусь)
- Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы. (Клянусь)
- Вступая в ряды Юных защитников природы, я клянусь, что сделаю всё возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надёжным и верным. (Клянусь)
- Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях. (Клянусь! Клянусь! Клянусь!)
(Звучит музыка и под неё детям вручаются медали «Защитник природы!»)
Лесовичок: Вот теперь вы настоящие Юные защитники Природы, поздравляю вас. Молодцы! До свидания! До новых встреч!
(В сценарии использованы материалы из Интернета)