Квест-игра «Спасибо, Азбука, тебе!»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Логопедия, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: 1

Ключевые слова: загадки, квест-игра, Азбука


Цель: подвести итог работы коллектива детей, учителя начальных классов, учителя-логопеда по обучению грамоте.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о буквах, звуках, слоговом анализе и синтезе;
  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка, в которой обучающиеся применяют свои знания;
  • развивать речь, внимание, память, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
  • воспитывать интерес к чтению, умение общаться, помогать друг другу при работе в команде.

Оборудование:

  • карточка с запиской от Кощея, <Рисунок1>,
  • плакат «Правила работы в группе», <Рисунок2>,
  • маршрутные листы, <Рисунок3>
  • карточки с названиями станций, <Приложение1>
  • карточки с буквами для составления ключевого слова, <Рисунок4>
  • карточки с номерами команд, <Приложение2>
  • «Словарь по русскому языку. 1-4 классы», О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова,
  • цветные и простые карандаши, ручки.

Подготовительная работа:

  • Обучающиеся в группе продленного дня, на коррекционных занятиях с учителем-логопедом готовили проектное задание «Самая необычная буква» про букву алфавита. Ребята учили стишок, загадку про эту букву, делали рисунок или аппликацию буквы, лепили ее из пластилина.
  • На уроках обучения грамоте, на коррекционных занятиях с учителем-логопедом учили скороговорки.

Организационный момент

- Пожелаем друг другу удачи. (Ученики хлопают в ладони друг друга с соседом по парте).

Постановка проблемы. Формулирование целей урока

- Послушайте загадку:

Верным помощником стала для вас
Самая главная книжка.
Первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы по ней вы слагали в слова,
Их в предложения и фразы.
Яркий, огромный и красочный мир
Открылся ребятам не сразу.
Пришлось немного помучиться,
Чтобы читать по ней научиться.
- Что же это за книга? (Азбука)

- А почему ее так назвали? (Соединили названия двух первых старославянских букв: «аз» и «буки»)

- У нас большая радость, мы закончили изучать первую школьную книгу «Азбуку». Сегодня проведем последний обобщающий урок: «Спасибо, Азбука, тебе!»

- В честь этого события родители подготовили вам подарок, который будет необходим на уроках русского языка и литературного чтения.

(Учитель обращается к маме ученика)

- Давайте раздадим подарки ребятам.

(В качестве подарка родители купили «Словарь по русскому языку. 1-4 классы», авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова)

Выходит родительница и говорит:

- Вы знаете, каким-то необычным образом, вместо подарков в коробке оказалась записка.

Записка

А подарок, ребята, вы не получите, потому что я всё забрал в своё царство. Пройдите испытания, тогда я вам их отдам.

Кощей

- Ребята, вы готовы пройти испытания?

- Сформулируем цели нашего урока. (Нужно пройти испытания, выполнить задания, и тогда мы сможем получить подарок от родителей, который нам очень пригодится на уроках русского языка и литературного чтения)

Объяснение правил квест-игры

- Поодиночке сложно проходить испытания, поэтому разделимся на группы.

(Разделили ребят на 4 команды по 4 человека)

- Вспомним правила работы в группе. (На доске плакат «Правила работы в группе»)

- Каждая команда получает маршрутный лист.

- Проходя испытания, вы будете получать карточку с буквой. Собрав все буквы, составите из них слово.

(Обучающиеся отправляются в актовый зал, где находятся станции. Для работы на станциях можно привлечь свободных на данном уроке учителей, родителей учащихся, старшеклассников. У каждой группы отдельное место с магнитной доской, на которой учащиеся собирают буквы для ключевого слова)

Основная часть квест-игры

1. Станция «Буквинск»

На этой станции обучающиеся защищают своё проектное задание «Самая необычная буква». Учащиеся рассказывают стишок, загадку про букву, показывают рисунок или поделку.

(На стене зала представлены работы учащихся по проектному заданию «Самая необычная буква»: рисунки, поделки из пластилина, аппликации букв)

2. Станция «Шифровальная»

- Расположите буквы по номерам и прочитайте слово. <Рисунок5>

3. Станция «Загадкино»

(Количество загадок зависит от того, когда следующая группа подойдет к станции)

1.

Стоит дом -
Кто в него войдёт,
Тот знания приобретёт. (Школа)

2.

Моя подружка так живёт:
С утра она чернила пьёт,
Потом я ей даю тетрадь,
Она по ней идет гулять. (Ручка)

3.

Всё на карте укажу -
Полюс, тундру и Аляску.
Я с учителем дружу.
Угадали? Я - ... (Указка)

4.

Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится ... (Ластик)

5.

Посмотрите на меня -
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я - в линейку, без сомнений.
Это - лёгкая загадка:
Каждый знает, я - ... (Тетрадка)

6.

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы)

7.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)

8.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

9.

Я - цифра, меньше десяти.
Меня легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать... (Семь)

10.

Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (Двойка)

11.

Каждый год школа дверь открывает.
С теплотой всех детей принимает.
Малыши - новосёлы вселяются.
Знаешь ты, как они называются? (Первоклассники)

12.

Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит. (Звонок)

13.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

14.

Рисовать плакаты мастер - яркий, тоненький ... (Фломастер)
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть… (Пластилин)

4. Станция «Угадайкино»

- Запиши недостающие буквы, картинки рядом вам подскажут. <Рисунок6>

5. Станция «Наоборот»

- Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот»

  • Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
  • Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
  • Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
  • Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
  • Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... ( «храбрец»).
  • Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай ... («конец»).
  • Дорога широкая, а тропинка ...,
  • пластилин мягкий, а камень ...,
  • чай горячий, а мороженое ...,
  • кисель густой, а морс ...,
  • лист наждака шершавый, а лист бумаги ...
  • заяц бежит быстро, а черепаха ползёт ... .
  • Днём светло, а ночью...
  • Сахар сладкий, а лимон ...
  • Луна видна ночью, а солнце ...
  • Огонь горячий, а лед ...
  • Река широкая, а ручей ...
  • Камень тяжелый, а пух ...

6. Станция «Скороговоркино»

- Расскажите скороговорки, которые вы учили.

(На этой станции работает учитель-логопед, который следит за правильным произношением звуков у ребят)

7. Станция «Пряткино»

- Найдите в строке спрятанные слова. Выделите их цветным карандашом. <Рисунок7>

эждламалинайъхзмашинатмбякартинайэждквартираъ

йцхзуккапустаыдкартофельэждлвракетаибпальтоэуд

ьтячнародъавсработарпеюбьрабочиййралтетрадьиоь

лрзаяцтбяученикэлдучительтябребятаояджфберёзаи

8. Станция «Слоговая»

- Составьте из слогов слова. <Рисунок8>

ро, мет

кат, мо, са

ка, ру

сель, ру, ка

ка, бел

ней, ка, ли

са, ли

ток, мо, ло

нал, пе

ля, на, по

Составление ключевого слова

(Пройдя 8 станций, у ребят оказалось 8 карточек с буквами.)

а, к, т, а, л, ш, у, к

- Составьте из данных букв слово.

Шкатулка

- А теперь подумайте, почему ключевым оказалось слово «шкатулка»?

Выслушиваются ответы учащихся. Приходят к выводу, что нужно найти шкатулку.

Поиск шкатулки. Разгадывание ребуса

- Да, ребята, вы должны найти шкатулку с номером своей команды и выполнить задание, которое там находится.

(Учащиеся ищут в актовом зале шкатулку с номером своей команды)

Шкатулка № 1

Шкатулка № 2

Шкатулка № 3

Шкатулка № 4

- Какие слова у вас получились?

  • парта
  • книга
  • класс
  • словарь

Работа над значением слова «Словарь». Чтение алфавита

- А что такое словарь? (Выслушиваются высказывания детей. Делается вывод, что на уроке обучения грамоте в словаре мы находили значение и написание трудных слов, значение пословиц, поговорок, устойчивых выражений.)

- А как расположены слова в словаре? (Слова расположены по алфавиту)

- Что такое алфавит? (Алфавит - это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё место и название.)

- Сколько букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы.)

- А теперь давайте покажем Кощею, что мы знаем алфавит. Прочтем его все вместе.

Чтение алфавита учащимися.

Заключительная часть квест-игры

Звонит телефон.

- Ребята, это Кощей нам звонит. <Приложение3>

- Молодцы, ребята, справились с испытаниями, выполнили все задания, показали Кощею, чему вы научились на уроках обучения грамоте, на логопедических занятиях.

- Но где же подарок? Подумайте, почему именно эти слова оказались у вас в шкатулках?

Учащиеся делают вывод, что надо искать в классе на парте книгу, которая называется «словарь». Приходят в класс, где на партах лежат словари.

Рефлексия. Подведение итогов

- Чему научила вас Азбука?

- За что мы говорим ей «спасибо»?

- Используя слова, выскажите свое отношение к уроку.

  • Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    было интересно…
  • было трудно…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Литература

  1. «Учимся играя. Занимательное азбуковедение», В.В.Волина, Изд. «Новая школа», 1994 г.
  2. «Учение без мучения» коррекция дисграфии, рабочие материалы, Г.М.Зегебарт, Изд. «Генезис» 2016 г.
  3. «Загадки звуков, букв, слогов», тетрадь №1 для логопедических занятий, Л.М.Козырева, Изд. «Академия развития», 2006 г.
  4. «Дисграфия. Языковой анализ и синтез», М.В.Мальм, О.В.Суслова, Изд. «Феникс», 2020 г.
  5. «Образовательный квест как эффективная технология обучения», курс «Первое сентября», автор О.Е.Честных.

Интернет-источники

  1. https://www.hobobo.ru/zagadki/zagadki-pro-azbuku/ - загадка про азбуку
  2. https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei
    /zagadki-o-shkole-dlja-mladshih-shkolnikov-s-otvetami.html
  3. загадки о школе
  4. https://vk.com/wall-116442730_2342 - загадка про цифру 7
  5. https://rebuskids.ru/create-rebus - ребусы
  6. https://2.bp.blogspot.com/-u7inu_Hl4t4/
    WPpAJavS60I/AAAAAAAAAD8/kGVBQtTtmV4lrzs
    ODS8xnSkder-YMUEHQCLcB/s1600/img609.jpg
    - Рисунок 5
  7. https://img.razrisyika.ru/kart/78/900/310129-zadanie-
    3-vstavte-propuschennye-bukvy-i-zakraste-sootvetstvuyuschim-cvetom-16.jpg
    - Рисунок 6