Проект в подготовительной группе «Основы финансовой грамотности» для старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Экономика, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: финансовая грамотность, старшие дошкольники


Правильное распределение семейных доходов - целое искусство. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Труд является основной деятельностью человека и источником средств для его существования. А продукты труда человека - это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети и взрослые. Правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка, воспитанию у него полезных привычек.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой. Оптимальный режим работы с детьми - не реже 1-2 раз в месяц.

Сроки реализации проекта: сентябрь-май.

Цель: помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста.

Образовательные области в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи: помочь дошкольнику выработать следующие умения и навыки и личностные качества:

  • Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • Признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • Содействовать появлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • Сформировать первичные экономические понятия;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т.д.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Этапы проекта

1 Этап - Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта;
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;
  • Подбор художественной литературы, мультипликационных фильмов для детей по выбранной тематике;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • Организация предметно-развивающей среды по теме.

2 Этап - Практический:

  • Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественных произведений, презентации, просмотр мультипликационных фильмов, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

3 Этап - Заключительный:

  • Подведение итогов реализации проекта в форме выставки и игровой деятельности; театрализованная игра.

Ожидаемые результаты:

  • В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств в экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
  • Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
  • В отдаленной же перспективе стоит цель - воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

Содержание

1. Труд и продукт труда (товар)

Свободная самостоятельная деятельность детей

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

  • Подвижная игра «Выбор профессии»
  • Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»
  • Выразительное чтения стихотворений о труде и профессиях
  • Беседы о труде
  • Загадки о труде, профессиях
  • Игра «Какие ошибки допустил художник?»
  • Мультфильм «Жадный богач»

2. Деньги и цена (стоимость)

Свободная самостоятельная деятельность детей

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

  • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»
  • Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»
  • Пословицы и поговорки о деньгах
  • Обсуждение сказки Б.В.Минина «Доверчивый Зайчик»
  • Обсуждение сказки Т.В.Грековой «Клад»
  • Обсуждение сказки Б.В.Минина «Муравьи и старый горшочек»
  • Мультфильм «Как старик корову продавал»
  • Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»
  • Беседа «В общем о деньгах»
  • Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»
  • Мультфильм «Семейный бюджет» Азбука денег тётушки Совы
  • Беседа «История денег в России»
  • Решение арифметических задач

3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Свободная самостоятельная деятельность детей

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

  • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»
  • Спектакль «Приключения Копеечки»
  • Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»
  • Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»
  • Мультфильм «Роза Барбоскина и реклама»
  • Беседы о рекламе

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Свободная самостоятельная деятельность детей

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

  • Игра-эстафета «хорошо»-«плохо»
  • Обсуждения рассказа Н.Носова «Заплатка»
  • Обсуждение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
  • Мультфильм Смешарики «Азбука финансовой грамотности»
  • Обсуждение смысла пословиц и поговорок
  • Выразительное чтение стихов о бережливости и труде
  • Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
  • Праздник «Мы - бережливые»

Результаты проекта:

  • Дети адекватно употребляют в играх, знаниях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • Знают российские деньги, некоторые названия валют;
  • Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • Знают и называют разные виды рекламы;
  • Адекватно ведут себя в окружающем мире;
  • В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр, проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • Любят трудиться и делать полезные предметы, подарки для себя и других;
  • Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски и др.);
  • Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • Замечают и ценят заботу о себе;
  • Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
  • С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Список литературы

  1. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».