Правильное распределение семейных доходов - целое искусство. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Труд является основной деятельностью человека и источником средств для его существования. А продукты труда человека - это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети и взрослые. Правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка, воспитанию у него полезных привычек.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой. Оптимальный режим работы с детьми - не реже 1-2 раз в месяц.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май.
Цель: помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста.
Образовательные области в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи: помочь дошкольнику выработать следующие умения и навыки и личностные качества:
- Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- Признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- Содействовать появлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- Сформировать первичные экономические понятия;
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т.д.)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Этапы проекта
1 Этап - Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта;
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;
- Подбор художественной литературы, мультипликационных фильмов для детей по выбранной тематике;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- Организация предметно-развивающей среды по теме.
2 Этап - Практический:
- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественных произведений, презентации, просмотр мультипликационных фильмов, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию.
3 Этап - Заключительный:
- Подведение итогов реализации проекта в форме выставки и игровой деятельности; театрализованная игра.
Ожидаемые результаты:
- В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств в экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
- Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
- В отдаленной же перспективе стоит цель - воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Содержание
1. Труд и продукт труда (товар)
Свободная самостоятельная деятельность детей
- Художественно-эстетическое развитие
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
- Подвижная игра «Выбор профессии»
- Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»
- Выразительное чтения стихотворений о труде и профессиях
- Беседы о труде
- Загадки о труде, профессиях
- Игра «Какие ошибки допустил художник?»
- Мультфильм «Жадный богач»
2. Деньги и цена (стоимость)
Свободная самостоятельная деятельность детей
- Художественно-эстетическое развитие
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
- Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»
- Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»
- Пословицы и поговорки о деньгах
- Обсуждение сказки Б.В.Минина «Доверчивый Зайчик»
- Обсуждение сказки Т.В.Грековой «Клад»
- Обсуждение сказки Б.В.Минина «Муравьи и старый горшочек»
- Мультфильм «Как старик корову продавал»
- Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»
- Беседа «В общем о деньгах»
- Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»
- Мультфильм «Семейный бюджет» Азбука денег тётушки Совы
- Беседа «История денег в России»
- Решение арифметических задач
3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
Свободная самостоятельная деятельность детей
- Художественно-эстетическое развитие
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
- Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»
- Спектакль «Приключения Копеечки»
- Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»
- Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»
- Мультфильм «Роза Барбоскина и реклама»
- Беседы о рекламе
4. Полезные экономические навыки и привычки в быту
Свободная самостоятельная деятельность детей
- Художественно-эстетическое развитие
- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
- Игра-эстафета «хорошо»-«плохо»
- Обсуждения рассказа Н.Носова «Заплатка»
- Обсуждение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
- Мультфильм Смешарики «Азбука финансовой грамотности»
- Обсуждение смысла пословиц и поговорок
- Выразительное чтение стихов о бережливости и труде
- Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
- Праздник «Мы - бережливые»
Результаты проекта:
- Дети адекватно употребляют в играх, знаниях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- Знают российские деньги, некоторые названия валют;
- Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- Знают и называют разные виды рекламы;
- Адекватно ведут себя в окружающем мире;
- В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр, проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- Любят трудиться и делать полезные предметы, подарки для себя и других;
- Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски и др.);
- Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- Замечают и ценят заботу о себе;
- Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Список литературы
- Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».