Профориентационный урок по химии «Металлы»

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: металлы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Введение

В современном мире среди профессий важное место занимают рабочие профессии, связанные с обработкой изделий из различных материалов, в том числе и из металлов. Интересы, способности и склонности каждого человека возможно раскрыть в ходе профориентационного урока, состоящего из двух частей: изучение теоретического материала в кабинете химии и мастер-класс по ковке в кузнице. Таким образом, происходит знакомство с профессией кузнеца, и это может служить стартом к знакомству с другими профессиями, связанными с металлообработкой и обработкой других материалов.

Во время мастер-класса ученик должен под руководством опытного мастера-кузнеца изготовить себе изделие на выбор: кулон с рунами, ложку, вилку или подкову. Эта деятельность интересна для учащихся по следующими причинам:

  • Развитие творческих способностей. Создание кованного изделия требует творческих способностей, воображения, навыков моделирования.
  • Обучение основам обработки металлов. Во время мастер-класса ученик знакомится с процессом обработки металлов: нагрев в печи, ковка, высекание узоров, создание кручёных фрагментов и т.п., что развивает моторику и координацию.
  • Развитие коммуникативных навыков. Во время мастер-класса происходит постоянное общение ученика и мастера-кузнеца.
  • Расширение кругозора, что выражается в ознакомлении с основными стадиями процесса обработки металлов, связи полученных на уроке теоретических знаний о физических свойствах металлов с практическими умениями.

Таким образом, профориентационного урока по теме свойства металлов не только позволяет получить теоретические знания о физических свойствах металлов и связи их со строением вещества, но и на основе знаний получить практические навыки в одной из рабочих профессий, связанной с металлообработкой.

Технологическая карта профориентационного урока на тему «Общая характеристика химических элементов-металлов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Технологическая карта профориентационного урока по химии

Для учащихся 9 классов

Тема урока: «Общая характеристика химических элементов-металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов».

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цель урока: создать условия для профориентации учащихся путём углубления знаний о металлах как химических элементах и простых веществах, физических свойствах, способах их обработки, применяя причинно-следственные связи.

Виды деятельности: наблюдение химических явлений, анализ и сравнение теоретического и практического материала, перенос информации из одного вида в другой, установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умение устанавливать внутрипредметные связи;
  • характеризовать вещества на основе его строения;
  • записывать и анализировать уравнения химических реакций;
  • приобретение навыков работы с текстовой информацией.

Метапредметные

  • Познавательные УД:
    • самостоятельно выбирать признаки классификации, умение определять класс химического по строению атома, класс простого вещества по характерным свойствам; делать обобщения;
    • проводить аналогии.
  • Личностные УД: умение выявлять учебные проблемы, решать их, определять направления собственной учебной деятельности, анализировать.
  • Регулятивные УД:
    • умение строить логическое рассуждение;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение работать с разными информационными источниками (Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, учебный материал и т.д.).
  • Коммуникативные УД: умение аргументировано представлять итоги своей деятельности, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет: Smart-доска, компьютер, коллекции металлов и минералов, презентация урока с изображениями и видеозаписями процесса обработки металлов.
  • Мастер-класс: кузница с оснащением: печь-горн, наковальня, набор инструментов для металлообработки, шлифовальный станок, средства индивидуальной защиты: огнеупорный фартук и очки.

ЧАСТЬ 1. КАБИНЕТ ХИМИИ

Часть 1 урока проходит в кабинете химии, где ученики усваивают теоретический материал.

Этап занятия, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.
Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на взаимодействие

2. Актуализация опорных знаний Металлы - это вещества, которые находятся вокруг нас везде. Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Из 114 химических элементов 92 металлы, и каждый металл по своему интересен и удивителен. Внимательно слушают учителя, изучают Таблицу Менделеева
Какие вы знаете металлы? Отвечают на вопрос, по очереди называя известные им металлы
Какими общими свойствами обладают металлы? Перечисляют физические свойства, характерные для большинства металлов

На основе полученных ответов производит обобщение и задаёт вопрос: в чём причина?

Выдвигают предположения, что это связано с особенностями их строения

3. Изучение нового материала

Нахождение химических элементов металлов в Таблице Менделеева. Усваивают новый материал

Задаёт вопросы о физических свойствах металлов:
«Почему металлы пластичны?»
«Почему металлы имеют металлический блеск?»
«Почему металлы тепло- и электропроводны?»
«Почему металлы имеют высокие температуры плавления?»

На внешнем электронном слое находится небольшое количество электронов.
Образуется особая химическая связь - металлическая.

Готовятся к восприятию нового материала

4. Закрепление материала и подготовка ко второй части урока в кузнице

Итак, одно из главных физических свойств металлов - пластичность и ковкость, которое позволяет из куска металла изготовить различные изделия. Для этого нужно металл нагреть и наносить удары тяжёлым предметом.
Демонстрация рисунков специальных помещений для обработки металлов

Рассказывает о научных основах обработки металлов и зависимость от температуры нагрева металлов

Первичное ознакомление с местом проведения второй части профориентационного урока

Отвечают на вопросы профориентационной анкеты:

1. Как называется помещение, в котором происходит обработка металла?
2. Как называется печь, в которой разогревают металл перед обработкой?
3. Как называются основные профессиональные инструменты, которые используются для обработки металлических изделий?
4. Какие знания о профессии, связанной с обработкой металла, вы приобрели на мастер-классе этого урока?
5. Какие вы приобрели во время мастер-класса важные умения, которые возможно вам пригодятся в дальнейшем?
6. Какова вероятность (в процентах) выбора вами рабочей профессии?

ЧАСТЬ 2. КУЗНИЦА

Часть 2 проходит в кузнице, где ученики знакомятся с технологией механической обработки металлических изделий и проходят мастер-класс по изготовлению изделия из металла путём процесса ковки.

Этап занятия, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап. Правила техники безопасности
Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует участие учеников в мастер-классе

Слушает инструктаж по технике безопасности.
Выбирает направление мастер-класса.

2. Основная часть

Сопровождает деятельность учеников во время выполнения мастер-класса.
Помогает ученикам осваивать умения обработки металла наряду с мастерами-кузнецами.

Во время мастер-класса строго выполняет указания мастера-кузнеца.
Осваивает практические действия по обработке металла.
Получает теоретические знания по обработке металла

Видео

Подведение итогов урока

Этап занятия, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подведение итогов урока.

Цель: рефлексия, обратная связь с учениками-участниками мастер-класса

Подводит итоги мастер-класса в рамках профориентационного урока.

Сравнивает результаты анкетирования

Повторно заполняют профориентационную анкету:
1. Как называется помещение, в котором происходит обработка металла?
2. Как называется печь, в которой разогревают металл перед обработкой?
3. Как называются основные профессиональные инструменты, которые используются для обработки металлических изделий?
4. Какие знания о профессии, связанной с обработкой металла, вы приобрели на мастер-классе этого урока?
5. Какие вы приобрели во время мастер-класса важные умения, которые возможно вам пригодятся в дальнейшем?
6. Какова вероятность (в процентах) выбора вами рабочей профессии?

Результаты анкетирования

Литература

  1. Химия 9 класс: учебник / Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др. - Москва: Просвещение, 2022 - 287 с.
  2. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - Москва: Просвещение, 2019. - 223 с.