Введение
В современном мире среди профессий важное место занимают рабочие профессии, связанные с обработкой изделий из различных материалов, в том числе и из металлов. Интересы, способности и склонности каждого человека возможно раскрыть в ходе профориентационного урока, состоящего из двух частей: изучение теоретического материала в кабинете химии и мастер-класс по ковке в кузнице. Таким образом, происходит знакомство с профессией кузнеца, и это может служить стартом к знакомству с другими профессиями, связанными с металлообработкой и обработкой других материалов.
Во время мастер-класса ученик должен под руководством опытного мастера-кузнеца изготовить себе изделие на выбор: кулон с рунами, ложку, вилку или подкову. Эта деятельность интересна для учащихся по следующими причинам:
- Развитие творческих способностей. Создание кованного изделия требует творческих способностей, воображения, навыков моделирования.
- Обучение основам обработки металлов. Во время мастер-класса ученик знакомится с процессом обработки металлов: нагрев в печи, ковка, высекание узоров, создание кручёных фрагментов и т.п., что развивает моторику и координацию.
- Развитие коммуникативных навыков. Во время мастер-класса происходит постоянное общение ученика и мастера-кузнеца.
- Расширение кругозора, что выражается в ознакомлении с основными стадиями процесса обработки металлов, связи полученных на уроке теоретических знаний о физических свойствах металлов с практическими умениями.
Таким образом, профориентационного урока по теме свойства металлов не только позволяет получить теоретические знания о физических свойствах металлов и связи их со строением вещества, но и на основе знаний получить практические навыки в одной из рабочих профессий, связанной с металлообработкой.
Технологическая карта профориентационного урока на тему «Общая характеристика химических элементов-металлов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Технологическая карта профориентационного урока по химии
Для учащихся 9 классов
Тема урока: «Общая характеристика химических элементов-металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов».
Тип урока: урок изучения нового материала;
Цель урока: создать условия для профориентации учащихся путём углубления знаний о металлах как химических элементах и простых веществах, физических свойствах, способах их обработки, применяя причинно-следственные связи.
Виды деятельности: наблюдение химических явлений, анализ и сравнение теоретического и практического материала, перенос информации из одного вида в другой, установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение устанавливать внутрипредметные связи;
- характеризовать вещества на основе его строения;
- записывать и анализировать уравнения химических реакций;
- приобретение навыков работы с текстовой информацией.
Метапредметные
-
Познавательные УД:
- самостоятельно выбирать признаки классификации, умение определять класс химического по строению атома, класс простого вещества по характерным свойствам; делать обобщения;
- проводить аналогии.
- Личностные УД: умение выявлять учебные проблемы, решать их, определять направления собственной учебной деятельности, анализировать.
-
Регулятивные УД:
- умение строить логическое рассуждение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение работать с разными информационными источниками (Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, учебный материал и т.д.).
- Коммуникативные УД: умение аргументировано представлять итоги своей деятельности, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет: Smart-доска, компьютер, коллекции металлов и минералов, презентация урока с изображениями и видеозаписями процесса обработки металлов.
- Мастер-класс: кузница с оснащением: печь-горн, наковальня, набор инструментов для металлообработки, шлифовальный станок, средства индивидуальной защиты: огнеупорный фартук и очки.
ЧАСТЬ 1. КАБИНЕТ ХИМИИ
Часть 1 урока проходит в кабинете химии, где ученики усваивают теоретический материал.
Этап занятия, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный этап.
|
Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на взаимодействие |
2. Актуализация опорных знаний | Металлы - это вещества, которые находятся вокруг нас везде. Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Из 114 химических элементов 92 металлы, и каждый металл по своему интересен и удивителен. | Внимательно слушают учителя, изучают Таблицу Менделеева |
Какие вы знаете металлы? | Отвечают на вопрос, по очереди называя известные им металлы | |
Какими общими свойствами обладают металлы? | Перечисляют физические свойства, характерные для большинства металлов | |
На основе полученных ответов производит обобщение и задаёт вопрос: в чём причина? |
Выдвигают предположения, что это связано с особенностями их строения |
|
3. Изучение нового материала
|
Нахождение химических элементов металлов в Таблице Менделеева. | Усваивают новый материал |
Задаёт вопросы о физических свойствах металлов:
На внешнем электронном слое находится небольшое количество электронов.
|
Готовятся к восприятию нового материала |
|
4. Закрепление материала и подготовка ко второй части урока в кузнице |
Итак, одно из главных физических свойств металлов - пластичность и ковкость, которое позволяет из куска металла изготовить различные изделия. Для этого нужно металл нагреть и наносить удары тяжёлым предметом.
Рассказывает о научных основах обработки металлов и зависимость от температуры нагрева металлов Первичное ознакомление с местом проведения второй части профориентационного урока |
Отвечают на вопросы профориентационной анкеты:
1. Как называется помещение, в котором происходит обработка металла?
|
ЧАСТЬ 2. КУЗНИЦА
Часть 2 проходит в кузнице, где ученики знакомятся с технологией механической обработки металлических изделий и проходят мастер-класс по изготовлению изделия из металла путём процесса ковки.
Этап занятия, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный этап. Правила техники безопасности
|
Организует участие учеников в мастер-классе |
Слушает инструктаж по технике безопасности.
|
2. Основная часть |
Сопровождает деятельность учеников во время выполнения мастер-класса.
|
Во время мастер-класса строго выполняет указания мастера-кузнеца.
|
Видео
Подведение итогов урока
Этап занятия, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Подведение итогов урока. Цель: рефлексия, обратная связь с учениками-участниками мастер-класса |
Подводит итоги мастер-класса в рамках профориентационного урока. Сравнивает результаты анкетирования |
Повторно заполняют профориентационную анкету:
|
Результаты анкетирования
Литература
- Химия 9 класс: учебник / Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др. - Москва: Просвещение, 2022 - 287 с.
- Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - Москва: Просвещение, 2019. - 223 с.