Сценарий экскурсии по мини-музею игрушек времён СССР для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: музей игрушек


Цель:

  • расширение кругозора дошкольников о музеях, правилах поведения в музее;
  • знакомство с экспонатами музея игрушек времён СССР.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к выставкам музейных экспонатов; желание посещать музей.
  • Формировать представления о правилах поведения в музее.
  • Создавать условия для формирования умения эмоционально и выразительно передавать содержание литературных произведений средствами чтения наизусть.
  • Поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании литературных произведений).
  • Выявить лучших чтецов среди детей средней, старших групп, предоставляя им возможность для самовыражения.
  • Поддерживать стремление детей изображать в графическом рисунке любимую игрушку.
  • Формировать навыки социальной адаптации детей с ЗПР компенсирующей группы в процессе сотрудничества и взаимодействия с детьми комбинированных групп.

Оборудование: игрушки, корзина, фланелеграф, картинки, фотографии, карандаши, краски, листы бумаги.

Ход мероприятия

Ведущий:

Дети любят игрушки -
Так все говорят.
Ну, а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто
Это не все
Замечают…

Есть такие игрушки, с которыми уже никто не играет.

Они тихо в музее стоят, страдают, тоскуют, скучают.

Ведущий: Что такое музей? (Ответы детей)

Ведущий: Музей - это место, где собирают, хранят, изучают и показывают разные коллекции предметов (книги, картины, вещи и много другое). Где любой желающий может полюбоваться, рассмотреть предметы, которые многое могут "рассказать" о том времени, когда они появились.

Ведущий: Ребята, а вы хотели бы побывать в музее игрушек? (Ответы детей)

Ведущий: Тогда, пусть в нашем детском саду игрушки оживут, и в музей нас приведут.

Ведущий и воспитатель группы обыгрывают стихотворение «Поиграем» (И.Токмаковой) с использованием игрушек и фланелеграфа с картинками. Ведущий декламирует стихотворение и управляет игрушками, а воспитатель выкладывает картинки на фланелеграф.

Ведущий:

На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

Ведущий: Ребята, это не обычные игрушки, а экспонаты музея.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое экспонаты? (Ответы детей)

Ведущий: Экспонаты - это предметы, которые выставляют для всеобщего обозрения в музее.

Ведущий: Ребята, как называется профессия человека, который работает в музее и организует экскурсии по выставочным залам музея и рассказывает об истории представленных предметов (Ответы детей)

Ведущий: А вот и наш экскурсовод.

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Меня зовут… Добро пожаловать в музей игрушек! Сегодня вы увидите игрушки, в которые играли ребята пятьдесят лет назад в вашем детском саду «Родничок».

Экскурсовод: Ребята, давайте познакомимся с правила поведения в музее.

Правила поведения:

  • Нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям.
  • Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
  • Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

Экскурсовод: Наш детские сад был открыт пятьдесят лет тому назад. И в те далёкие годы каждый ребёнок имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было - странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик - это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Много игрушек было и в вашем детском саду. Мальчики любили играть с оловянными и пластмассовыми солдатиками, пистолетами, машинками, особенно грузовыми. Их производили из жести и пластика. Советский игрушечный транспорт отличался особой прочностью. Железные самосвалы могли перевозить не только песок в песочнице, но и своих маленьких хозяев.

Были машинки из дерева. Это были довольно тяжелые машины, но крепкие и выносливые.

Но, конечно же, самыми популярными были пластиковые машинки. Среди машинок, изготовленных из пластмассы, в детском саду были разнообразные грузовики, трактора, комбайны, бетономешалки, подъемные краны, самолёты.

Конечно, каждый мальчишка мечтал заполучить в своё распоряжение педальную машинку. Такая педальная машина была оснащена широким и удобным сидением, рулем и, собственно педальным механизмом.

Девочки играли в куклы. Каких кукол тогда только не было! У кукол были пластиковые тела и резиновые головы с закрывающимся глазами и курносым носом. Одни ходили с девочками за руку, другие вертели головой с помощью встроенных магнитиков, отказываясь от ложки с кашей, третьи говорили «мама»…

Еще особой любовью у девочек пользовались маленькие куклы-пупсики. Девочки носили их в карманах и хвастались подружкам во дворе обновками своих любимцев. С ними удобно было купаться, а также играть в дочки-матери.

У ребят в детском саду было множество пластмассовых и плюшевых зверюшек. Это многочисленные мишки, зайки, лисы в сарафанах, коты в сапогах, бегемоты, крокодилы, слоны в штанах, персонажи из детской литературы и советской мультипликации: Айболит, Чебурашка и крокодил Гена, Карлсон, Буратино, Чиполлино и многие другие.

Добрый олимпийский мишка - это отдельная тема. Очень, очень давно в столице нашей Родины в городе Москва проходили летние Олимпийские игры. На этих играх проходят соревнования по разным видам спорта. Игры проходят в разных странах, и на каждой Олимпиаде обязательно гостей встречает символ Олимпиады. Символом московской Олимпиады стал медвежонок.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему именно медвежонок стал символом олимпиады? Какие качества должны быть у спортсмена? (Ответы детей)

Экскурсовод: Медвежонок Ми́ша - талисман XXII летних Олимпийских игр, проходивших в 1980 году в Москве. Производили мишку, как из резины, так и из пластика. Были даже плюшевые игрушки с олимпийскими кольцами на поясе.

А еще ребята с детства любили музыкальные куклы-неваляшки, их еще называли «Ваньками-встаньками» - игрушки, которые невозможно уложить. Первые неваляшки - это были девочки-куклы с большими голубыми глазами, а затем появились ушастые зверьки-неваляшки, клоуны-неваляшки и другими персонажами.

Разнообразие в мир игрушек для ребят принесла юла. Особенность этой игрушки такова, внутри находится механизм, благодаря которому, юла раскручивается и долго вращается на одном месте.

Любили ребята и механические игрушки. Механизм таких игрушек заводился с помощью ключа. Игрушка двигалась и издавала звуки.

Ведущий: Ребята, а давайте нашему экскурсоводу за такую замечательную экскурсию подарим подарки.

Игра «Подарки»

Ведущий предлагает экскурсоводу сесть в центр круга на стул. Дети, взявшись за руки, образуют круг, вокруг экскурсовода. Они идут по кругу и проговаривают слова:

Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмёт.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов останавливаются, сидящий в кругу экскурсовод называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если экскурсовод назовёт коня, дети скачут, если куклу - пляшут, если волчок - кружатся, самолёт - летают.

Игра повторяется.

Конкурс чтецов

Ведущий: Уважаемая, … (обращается к экскурсоводу) давайте послушаем ребят, которые подготовили стихи про свои любимые игрушки на конкурс чтецов.
Конкурс откроет ………. со стихотворением «Лошадка» (А.Барто)

1-й ребенок

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

2-й ведущий: Следующий участник конкурса ………… со стихотворением «Слон» (А.Барто)

2-й ребёнок

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слоних шлёт поклон.

1-й ведущий: Следующий участник конкурса ………… со стихотворением «Самолёт» (А.Барто)

3-й ребёнок

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

2-й ведущий: Следующий участник конкурса ………… со стихотворением «Мячик мой» (В.Володина)

4-й ребёнок

Мячик мой

Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть.

1-й ведущий: Следующий участник конкурса ………… со стихотворением «Кукла синеглазка» (Т.Днепровская)

5-й ребёнок

Кукла Синеглазка

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

2-й ведущий: Следующий участник конкурса ………… со стихотворением «Есть игрушки у меня» (В.Волина)

6-й ребёнок

Есть игрушки у меня.

Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран -
Настоящий великан.
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!

1-й ведущий: Следующий участник конкурса ………… со стихотворением «Машина» (В.Викторов)

7-й ребёнок

Машина

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина.
Шла машина без шофёра,
Без приказа светофора.
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная

2-й ведущий: Итак, последний участник конкурса ………… со стихотворением «Паровоз» (Е.Благинина)

- Паровоз,
Паровоз,
Что в подарок
Нам привёз?
- Я привёз
Цветные книжки.
Пусть читают
Ребятишки!
Я привёз
Карандаши,
Пусть рисуют
Малыши.

1-й ведущий: Пока жюри совещается, мы ребята, не будем скучать.

Все вместе будем рисовать на тему «Моя любимая игрушка».

2- ведущий: Жюри подвели итоги конкурса и готовы наградить победителей.

  • В номинации «Самый обаятельный исполнитель» победил …….
  • В номинации «Приз зрительских симпатий» одержал победу …..
  • В номинации «Самый эмоциональный исполнитель» победил……..
  • В номинации «Самый артистичный исполнитель» победил ……….

Дети с педагогами оформляют выставку рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

Дети прощаются с экскурсоводами и уходят в группы.