Приветствие
Тема нашего занятия «Одноклассники, сверстники, друзья». Сегодня мы обратимся к нравственным вопросам: честность, доброта, долг, взаимоотношения со сверстниками. Поговорим об ответственности за свои поступки.
Мы будем работать с текстом, анализировать, сопоставлять судьбы наших героев с судьбой ваших сверстников.
Работа с текстом «Конь с розовой гривой»
(Давайте вспомним произведение В.Астафьева «Конь с розовой гривой». У вас на столе лежат тексты (эпизод из рассказа), по которому мы и будем с вами работать.
Анализ эпизода как герой оказался в зависимости от «левонтьевской орды»
- Какая мечта была у главного героя рассказа? (получить пряник)
- Каким образом мальчик надеется осуществить свою мечту? (герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник)
- Какие важные детали можно отметить в описании дороги на увал? Зачитайте. (соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину избранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда - только признак бедности? (нет! Еще признак отношения к вещам, к труду вообще)
- Любите ли вы трудиться, какой труд нравится вам?
- Можно сказать, что левонтьевские и гл. герой были воспитаны по-разному? (в семье героя знали цену труду)
Работа с глаголами
- Какие глаголы в тексте помогают нам понять отношение автора к поведению левонтьевским орлам? (глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)
- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? Наш герой трудится старательно, потому что ему хочется пряника? (и еще потому, что по-другому не умеет, не решается идти на речку, пока не наберет ягод… А левонтьевские же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Опять использованы значимые глаголы: рассердился, бросил, жрут, валяются, подскочил, кинулся и т.д.)
- Как герой оказывается зависимым от Саньки? (Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: что, боишься ее, ты еще и жадный! Тут герой и попадается «на уду»: хочешь, все ягоды съем? Детвора вмиг уничтожила всю землянику, с таким трудом собранную героем.
- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя прежде, чем он отказался от того, чему учила его бабушка? (покаялся, хорохорился, махнул на все рукой,и его понесло…) А есть ли в этом отрывки примеры жестокости? (Жестокое отношение к рыбе, птицам...
- Подберите пословицу к данному эпизоду. (с кем поведешься, от того и наберешься)
- Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам? (левонтьевским все нипочем, герою стыдно, понимает, что виноват)
- Бывало ли вам стыдно за свои поступки?
- Как толпа действует на человека?
- Вам знакомо словосочетание «Муки совести»? Что это?
- Какой вывод мы можем сделать, проанализировав данный эпизод рассказа?
ВЫВОД ДЕТЕЙ (Влияние детей на мальчика. Один, когда сам по себе и другой , когда в толпе с левонтьевскими)
- Конфликт. Когда и почему возникает. Приведите примеры. Как выйти из конфликта. Формы конфликтов. (Драка, ссора, предательство)
«Уроки французского». В.Распутин
- Можете ли вы вспомнить литературные произведения, где показан конфликт подростков.
Просмотр видеоотрывка.
- Из какого произведения данный отрывок?
- За что мальчики избили героя? (гл.герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре. Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает. «откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества…»)
- Подберите пословицу или поговорку к данному эпизоду. (Доносчику первый кнут.)
- Какие чувства терзают главного героя в момент предательства одноклассника? (Герой неумело врет, его терзают противоречивые чувства: если выгонят из школы, то «с таким позором и домой нельзя»; если бы сам бросил школу, то подумают, что «я человек не надежный, раз не выдержал того, что хотел» (если сам брошу школу)
- Это конфликт? Это борьба внутри себя, муки совести.
- Какие качества проявляются в данном эпизоде? (в неумении врать проявляется привычка быть честным. Он боится не наказания, а позора, боится показаться ненадежным человеком)
Человек часто оказывается перед выбором. Нашёл деньги, смотришь - никого вокруг нет. Уже думаешь, на что потратить. Вдруг видишь - первоклашка плачет. Отдать деньги? Оставить себе? Это и есть выбор.
Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.
Подведем итоги
- Как вы думаете, может ли группа сверстников влиять на будущее, судьбу человека?
- Легко ли поддается влиянию человек вашего возраста.
- Можно ли однозначно сказать, что это хорошо или плохо.
- Учат ли литературные произведения умению общаться, находить друзей.