Дети, игра, детство - чаще всего эти слова вызывают ассоциации с детьми дошкольного возраста и, конечно же, с детским садом. Сегодня на дошкольные учреждения возлагают огромные надежды, как государство, так и родители, заботящиеся о будущем своих детей. Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально-развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом - игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня познавательного развития, что приводит к возникновению таких проблем как: слабо развиты память, внимание, логика, мышление, речь. У вновь поступающих в детский сад детей отсутствуют навыки самообслуживания и самостоятельности в целом. Дети стали равнодушными к познанию и изучению нового для них мира, увлекаясь практически с младенчества гаджетами, компьютерами и телевидением. Но все же дети во все времена остаются детьми и при грамотно простроенном образовательном процессе их достаточно легко вернуть в беззаботное легкое состояние открытости, увлеченности и детской уникальной одаренности, которая присуща каждому ребенку с рождения. Самое главное, не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра, именно на ней и должен строится весь дошкольный цикл взросления.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, в своей деятельности особое внимание уделяем развивающим играм. Надо отметить, что развивающая игра - это уникальный инструмент, помогающий детям проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширяющий и активизирующий собственные познавательные интересы и потребности, развивающий умение детей владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивающий интегративные качества ребенка, социализирует, воспитывает. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность развивающих игр.
Для плодотворной работы в группе были созданы развивающие центры: речевой, математический, исследовательский, центр патриотического воспитания.
В речевом центре находится подборка различных игр, способствующих развитию речи детей: «Загадай загадку по картинке», «Угадай и расскажи», «Чей дом?», «Половинки», «Чья буква?», «Посмотри, разложи, расскажи», «Где спрятался звук?» и так далее.
В центре познания находиться подборка дидактических и настольно печатных развивающих игр предназначенных для развития математических представлений таких как: «Цифровое лото», «Схемы графических изображений», «Найди по цвету», «Шашки», «Лабиринты», «Бродилки», «Цветовое лото», «Что снаружи, что внутри?» и так далее.
В исследовательском центре находиться подборка развивающих игр для всестороннего развития личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозоре, интеллекта, личностных качеств таких как: «Ассоциации», «Что кому?», «Что из чего?», «Что хорошо, что плохо?», «Что перепутал художник?», «Времена года», «Где я это видел?», «Найди по контуру», «Что к чему?» и так далее.
В центре патриотического воспитания находятся игры, направленные на ознакомление детей с историей, достопримечательностями, великими людьми Пермского края: «Лото-пазл. Пермь в картинах Л.Малышевой», «Лото. Пермь.», «Разрезные картинки», «Я знаю Пермский край». «Путешествие по Пермскому краю».
Игры, находящиеся в развивающих центрах, меняются с учетом возрастных особенностей и тематике недели, доступны детям. Новые игры вводятся постепенно, обязательно проигрываем каждую игру с детьми и учитываем структуру образующую основные компоненты, к которым относятся: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, дидактический материал и результат и дополнительные компоненты к которым относятся роль и сюжет. Обязательно включаем в проведение развивающих игр: ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала; объяснение хода и правил игры; показа игровых действий; определение роли взрослого в игре (игрок, болельщик, арбитр - направляющий действия играющих своим советом, напоминанием, вопросом); подведение итогов игры.
Помимо настольно-печатных, дидактических, предметных игр, находящихся в развивающих центрах, собраны альбомы для рассматривания, разной направленности. Их можно использовать при формировании культурно-гигиенических навыков, навыков культурного поведения, а также при решении задач различных образовательных областей. Они помогают детям не просто знакомиться с окружающими их предметами, но и исследовать содержимое этих предметов, формируют умение отличать реальность от вымысла, закрепляя представления об окружающем мира. Альбом «Что с начала, что потом?» помогает закрепить у детей правильную последовательность выполнения различных действий (одевания, умывания, приготовления пищи, поведения в различных ситуациях, и так далее).
Развивая познавательные способности детей, огромное внимание уделяется подвижным играм, способствующим формированию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. С этой целью в центе физической активности собраны картотеки и атрибуты подвижных игр, которые также находятся в свободном доступе детей и с легкостью используются в любых режимных моментах.
Используя развивающие игры для развития познавательных способностей, анализируя развивающие игры, у педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность игры для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребёнка.
Литература
- Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.Н.Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л.Ф. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учебно-методическое. Пособие/ авт.-сост. А.Ю.Кузина. - Тольятти ТГУ, 2009.
- Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В.Субботский. - М.: Просвещение, 1991.
- Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - М.: Аркти, 2008.