1. Введение
Я слышу - я забываю.
Я вижу - я запоминаю.
Я делаю - я понимаю.
Конфуций
китайский философ
(551 г. до н.э. - 479 г. до н.э.)
Каждая школа России функционирует согласно Федерального закона об образовании от 29.12.2012 года № 273-ФЗ каждая образовательная организация осуществляет образовательную и научную деятельность при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования*. [1. Ст.28 п.1, п.2].
______________
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
С 1 сентября 2022 года в нашей школе (МОУ ВМР «СОШ с. Терса») реализуются обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, утвержденные Министерством просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, № 287, которые обеспечивают:
- единое образовательное пространство в Российской Федерации;
- преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
- вариативность содержания образовательных программ НОО, ООО;
- государственные гарантии качественного НОО, ООО на основе единства образовательных требований в реализации НОО, ООО;
- доступность и развитие возможности получения качественного образования;
- освоение всеми обучающимися базовых навыков компетенций;
- развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
- единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемые совместно с семьей и иными институтами воспитания и др.
Современное общество и система образования показывает иные необходимые требования к подходам обучения детей, направленные на повышение качества образовательных достижений, прописанные в обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования, которые обеспечивают развитие личностных качеств обучающегося: духовно-нравственные, социокультурные, ответственность за выполнение гражданских обязанностей, активное участие в жизни общества, формирование здорового образа жизни, освоение техники командной работы на основе личного вклада и решения задач. Обучающийся полученные знания должен уметь применить на практике, должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система образования ориентирована на формирование функциональной грамотности школьников [4. Стр. 56].
Проблема школы: активизация педагогической деятельности учителей в обучении как условие достижения образовательных целей, требующие формирование функциональной грамотности обучающихся.
Актуальность:
- при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации и требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО: формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. [2. Раздел III, п. 34.2.Стр. 20.], [2. Раздел IV. п.40];
- при реализации обновленного ФГОС ООО 2021 года, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ 31.05.2021 года № 287, в котором прописаны требования к условиям реализации и требования к результатам освоения программы ООО: формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющей основу дальнейшего успешного обучения и ориентации в мире профессий [3. Раздел III, п. 35.2. стр. 29], [3. Раздел IV. п. 43.].
При реализации ФГОС НОО на уроках и внеурочной деятельности необходимо обеспечить единство образовательных требований к результатам освоения ООП НОО на основе системно-деятельностного подхода для успешного обучения [2. Раздел I, п. 5.Стр. 3].
При реализации ФГОС ООО на уроках и внеурочной деятельности необходимо обеспечить единство образовательных требований к результатам освоения ООП ООО на основе системно-деятельностного подхода для жизни в современном обществе и для успешного обучения на следующем уровне образования, в течение жизни. [3. Раздел I, п. 4.Стр. 4].
Объект исследования: внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс.
Предмет исследования: организация внедрения функциональной грамотности в обучение, как условие достижения образовательных целей.
Цель исследования: выявить оптимальные инновационные технологии, методы, приемы обучения для формирования функциональной грамотности в образовательном процессе, способствующие овладению ключевыми компетенциями обучающимися.
Задачи исследования:
- провести педагогический совет, в результате которого раскрыть понятие «функциональная грамотность», «функциональное чтение»;
- изучить практический опыт формирования функциональной грамотности;
- изучить уровень ключевых компетенций обучающихся;
- определить инновационные технологии, методы, приемы, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся в образовательном пространстве;
- выработать рекомендации для коррекции педагогической деятельности учителей школы по формированию функциональной грамотности.
Гипотеза: если внедрять инновационные технологии, методы, приемы в образовательный процесс, то будет ли данная деятельность способствовать формированию функциональной грамотности, овладению ключевыми компетенциями обучающимися.
Методы исследования:
- изучение опыта работы,
- наблюдение,
- анкетирование,
- сравнительный анализ,
- обобщение.
База исследования: педагогическая деятельность коллектива.
2. Изучение теоретических вопросов по формированию функциональной грамотности
Организован и проведен педагогический совет «Функциональная грамотность: постоянное или временное явление?». Программа организации и проведения педагогического совета (Приложение 1).
В конце педсовета каждый педагог решит для себя - функциональная грамотность: постоянное или временное явление?
Что такое «функциональная грамотность»? Выясним из понятий «личность», «функционировать», «грамотность».
(Участникам педсовета предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов (цветы: желтые, розовые, голубые), которые находится на подносе, на обратной стороне цветка прикреплено задание.)
- Задание для 1 группы: используя каждую букву слова «личность» записать личностные качества.
- Задание для 2 группы: подобрать слова - синонимы к слову «функционировать».
- Задание для 3 группы: дайте определение слову «грамотность».
По результатам нашей работы, сформулируйте понятие «функционально грамотная личность» (человек, думающий и действующий с высоким уровнем самостоятельности и ответственности, который умеет добывать нужные ему знания, способный использовать их для решения жизненных задач)
- Так что же такое функциональная грамотность?(«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре).
Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Можно объяснить намного проще, что такое функциональная грамотность. Например, один человек знает 1000 английских слов, другой - только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы.
Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1957 г., первое определение обозначил А.А.Леонтьев «функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Затем функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле, потому что изменения в мире задают новые параметры обучения и воспитания, требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов [4. Стр. 56], [5. Стр. 43-47].
Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
ФГ состоит:
- читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности,
- естественнонаучная грамотность,
- математическая грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление.
Функциональная грамотность - это индикатор общественного благополучия, поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности обучающихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.Основная задача школьного образования - подготовить обучающегося к адаптации в современном мире [4. Стр. 58].
Международные исследования (PISA) оказали в последние годы большое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России.
Ключевой целью при проведении оценки по модели PISA является оценка уровня функциональной грамотности (ФГ) у обучающихся в возрасте от 15 лет и трех месяцев до 16 лет и двух месяцев разных стран мира, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Целью мониторинга PISA является оценка читательской, естественнонаучной, математической грамотности. Развитие читательской грамотности наиболее важный навык, т.к. он является базовым навыком всей функциональной грамотности.
Результаты исследований PISA отчет ФИОКО[ 6.стр. 5], [6. стр. 8]
- Доля ОО с высокими результатами ФГ - 27% в России;
- Доля ОО со средними результатами ФГ - 47% в России;
- Доля ОО с низкими результатами ФГ - 27%в России.
№ |
ФГ |
Место России |
Место сельских школ |
Доля участников, не преодолевших порог минимального уровня |
1 |
Читательская |
21 |
473 |
15% |
2 |
Математическая |
24 |
479 |
19% |
3 |
Естественнонаучная |
34 |
469 |
17% |
Отличие понятия «чтение» от понятия «функциональное чтение»?
Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л.С.Выготский) [4. Стр. 56].
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
В исследованиях PISA под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А.Леонтьев) [5. Стр. 43-47].
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Важными индикаторами функциональной грамотности являются:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Дефициты умений по результатам PISA:
- одна из основных причин невысокого результата международных исследований - неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д;
- социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий - учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу - голос. Наша задача - научиться ставить сильное мышление. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к формированию на уроках функциональной грамотности. Задания в комплексных работах, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ изменяются, именно на данных контрольных мероприятиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности.
3. Результаты исследовательской деятельности педагогов по выявлению уровня овладения ключевыми компетенциями обучающимися нашей школы и пути их формирования
Педагоги нашей школы провели наблюдения, анкетирование и сравнительный анализ полученных данных по сформированности читательской грамотности (базовый навык), метапредметных результатов и ключевых комипетенций обучающихся нашей школы.
Из выступления учителя начальных классов Граблиной Ю.Ю. «Развитие креативного мышления младших школьников в образовательном процессе».
Учитель познакомил с видом функциональной грамотности - креативное мышление, определили основные качества креативного мышления:
- быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени);
- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);
- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);
- точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).
На практике показала эффективное использование приемов: ассоциации, иллюстрации, читать, разговаривать и придумывать, инсценирование и др. - на уроках в начальных классах.
Из выступления руководителя МО естественнонаучного цикла Токаревой Е.В.
Сравнительный анализ уровня метапредметных результатов 2020-2021 (8 кл.) и 2021-2022 (9 кл.) учебных годов одного класса
Можно наблюдать положительную динамику базового уровня развития метапредметных результатов обучающихся на 3% (повышение) и положительную динамику уровня ниже базового на 4% (снижение), но данная незначительная положительная динамика позволяет педагогам школы ставить цель и задачи по повышению уровня развития метапердметных , ключевых компетенций обучающихся школы.
В начальных классах наблюдаем оптимальный уровень скорости и качество чтения обучающихся, но читательская активность обучающихся снижается при переходе на уровень основного общего образования, учебная нагрузка, объем текстов согласно возрастным особенностям обучающихся, и неумение обучающихся работать с текстом становится проблемой школы. Начальную школу называют школой навыка, можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне азбуки. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые обучающиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, а их чтение вслух технически несовершенен, невыразителен. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.
Из выступления руководителя МО начальных классов Вдовиной М.А. «Приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе».
Результаты анкетирования читательской грамотности обучающихся 4-х классов
Наблюдается оптимальный уровень развития читательской грамотности у обучающихся 4-х классов, но всё же у 40% обучающихся отсутствует навык работы с текстом или находится на низком уровне.
Далее учитель напомнила педагогическому коллективу об инновационной технологии теории развития критического мышления. На практике показала эффективное использование приемов развития критического мышления на уроках литературного чтения, работы с текстом.
Из выступления педагога-психолога Кукушкиной Л.В. «Результаты анкетирования обучающихся 8-11 классов. Культура читателя».
Результаты анкетирования читательской грамотности обучающихся 8-11-x классов
Наблюдается, что 83 % имеют определённый читательский талант, но им не хватает внимательности и более глубокого анализа прочитанного; 14 % обучающихся - идеальные читатели, они наблюдательны, эмоциональны, способны к сопереживанию и мысленному перевоплощению, чутки к внутреннему миру людей, у них богатое воображение и неординарное мышление; 3 % обучающихся - дети читают художественную литературу довольно поверхностно и с большой скоростью. Очевидно, им ещё не попалась книга, которая бы полностью погрузила в себя, заставила задуматься. Наблюдается низкий уровень идеальных читателей - 14%. Из 60% обучающихся начальной школы, у которых уровень читательской грамотности находится на высокой и оптимальной отметке, на уровнях основного общего и среднего общего образования сформировался в идеальных читателей только 14%.
Грамотность чтения оценивается на основании способностей школьников к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и таблицы) и различными формами изложения текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой жизни. Для оценки уровня грамотности чтения эксперты PISA вводят шесть уровней.
Таксономия Блума
В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенджамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание - усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи. При работе со сплошными текстами и большими объёмами информации в проектной деятельности целесообразно использовать метод «пирамида Блума».
Практическая работа
Работа в группах по определению педагогических технологий, способствующие формированию функциональной грамотности.
- Задание для 1 группы. Составить текст из 10 предложений по чтению нелинейного (не сплошного) текста (Приложение 2)
- Задание 2 группы. Составить 10 вопросов по чтению нелинейного (не сплошного) текста.
- Задание 3 группе. Составить текст из 10 предложений о хозяине данного чека, по чтению нелинейного (не сплошного) текста.
При выступлении представителя каждой группы использовали метод «пирамида Блума», уточняя категорию усвоения учебного материала.
Педагоги школы ответили на вопрос, поставленный в начале педагогического совета и пришли к единому мнению, что формирование функциональной грамотности - это постоянное явление в образовательном процессе. Формирование функциональной грамотности позволяет нашим обучающимся решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, которые включают овладение ключевыми компетенциями. Ключевые компетенции составляют основу готовности успешному взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшему успешному образованию и ориентации в мире профессий. Для этого необходимо активизировать педагогическую деятельность в образовательном процессе для использования инновационных технологий, методов и приемов работы для внедрения функциональной грамотности в обучение, для формирования базовых навыков компетенций, развития личностных качеств обучающихся, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире.
Решение педсовета:
- разработать рекомендации по формированию ФГ для преподавания всех предметов и всех уровней школьного образования;
- педагогам внедрять технологии, методы, приемы, обеспечивающие формирование функциональной грамотности;
- разместить на сайте школы документы по внедрению функциональной грамотности в образовательный процесс до 20.10.2022 года
- создать свой банк заданий и регулярно пополнять банк заданиями, отвечающих формированию функциональной грамотности обучающихся в течение формирования ФГ.
Заключение
По результатам, исследовательской деятельности, можно сделать вывод о том, что наши учителя познакомились с теоретическим материалом по знанию функциональной грамотности, познали важность формирования функциональной грамотности обучающихся.
Форма проведенного педсовета «Проблемно-деловая игра» позволила определить инновационные технологии: теория развитие критического мышления обучающихся, исследовательская деятельность, проектные работы, логические методы обучения, приемы обучения «Чтение не сплошного (не линейного) текста», «Толстые и тонкие вопросы», «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Верные и неверные утверждения», «Ассоциации», «Иллюстрации» и т.д., которые способствуют развитию функциональной грамотности на уроках и вне уроков.
Из сравнительного анализа результатов анкетирования наших обучающихся, мы наблюдаем оптимальный и низкий уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся или незначительное повышение данного уровня в сравнении с результатами всероссийских проверочных работ данного класса, проведенные в 2020-2021 учебном году, которые не достаточно обуславливают готовность к успешному взаимодействию детей с изменяющимся миром. Дефициты умений наших обучающихся доказывает нам, что формирование функциональной грамотности является обязательным фактором внедрения заданий по развитию функциональной грамотности как на уроках, так и внеурочной деятельности. Работа в группах позволила педагогам на практике осознать положительный эффект формирования функциональной грамоты, где учителя побывали в роли обучающихся и учителей. Используя прием работы с не сплошным текстом, составили рассказ, при выступлении с помощью метода «пирамида Блума» определили уровни усвоения материала. Педагоги доказали, что внедрение инновационных технологий, методов, приемов в образовательный процесс, способствует формированию функциональной грамотности, овладению ключевыми компетенциями обучающимися. Учителя поделились педагогическим опытом с молодыми специалистами, дали наставления, обменялись опытом. Данные функциональные навыки формируются именно в школе с начального общего уровня образования и основного общего уровня образования и позволяют подготовить обучающихся, будущее поколение к адаптации в современном мире.
На заседания методических объединений выработали план действий и корректировок по внедрению функциональных навыков грамотности в образовательный процесс. Обучились на курсах повышения квалификации по формированию функциональной грамотности. Принимаем участие в конкурсах, семинарах, конференциях различного уровня по обмену опытом данной темы.
На сайте нашей школы оформили страничку «Функциональная грамотность», на которой расположили документацию по внедрению функциональной грамотности в образовательный процесс [7. Сайт школы]. В дальнейшем наша задача состоит в том, что сформировать собственный банк заданий по формированию функциональной грамотности и предложить педагогический опыт по развитию функциональной грамотности молодым учителям и учителям других школ.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством просвещения РФ 31.05.2021 года № 286.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерством просвещения РФ 31.05.2021 года № 287.
- Т.В.Корнилова «Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности», научные труды Московского гуманитарного университета - № 4.- 2020. С. 56.
- Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Начальная школа: плюс-минус. - № 10. - 1999. С.43-47.
- 6.https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/Результаты_общероссийской_оценки_по_модели_PISA_.pdf
- Сайт МОУ ВМР «СОШ с. Терса» (внедрение ФГ) https://shkolatersa-r64.gosweb.gosuslugi.ru/pedagogam-i-sotrudnikam/funktsionalnaya-gramotnost/
- Ссылка на сайт банк заданий по ФГ http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Ссылка на сайт картинки http://nastavnica.by/mister-blum-dlya-uchitelej/