Цель: воспитывать у детей любознательность, умение взаимодействовать в коллективе.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей представление о разнообразии растений;
- формировать и закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи;
- учить называть части растений.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие;
- развивать словарь по данной теме.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
- схема «Строение растения»;
- схемы: «Деревья», «Кусты»,«Травы»;
- карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей;
- лупы по количеству детей;
- гербарии - кора разных деревьев.
Предварительная работа: знакомство с растениями леса, поля, луга; длительные наблюдения за деревьями и кустарниками на участке детского сада.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, какие бывают растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем формировать навыки замечать, ценить и оберегать красоту мира растений. Давайте вспомним, что общего у разных растений.
Ответы детей. (у всех растений есть - корень, ствол, листья, крона, цветы, плоды и семена.)
Воспитатель: Растения разнообразны. Среди растений есть деревья, кустарники, травы. На доске показаны схемы «Деревья», «Кустарники», «Травы».
(Дети определяют по схеме и отвечают на вопросы).
Вопросы:
- Что общего у деревьев и кустарников? (твердые стволы).
- В чем отличие деревьев от кустарников? (у деревьев один ствол, а у кустарников много тонких стеблей - стволиков.)
- Какие бывают деревья и кустарники? (деревья и кустарники бывают - лиственные и хвойные).
- В чем отличие деревьев и кустарников от травянистых растений? (у трав стебли - мягкие.)
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат картинки, вы должны подобрать растения к схемам - «деревья», «кусты», «травы» (дети делают задание).
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (имитируем дуновение ветра, качая туловищем и помогая руками).
Закачалось деревцо. (руки вверх, раскачиваем вправо-влево).
Ветерок все тише, тише (присесть).
Деревцо все выше, выше (встать и вытянуть руки вверх).
Воспитатель: Ребята, с помощью лупы, мы рассмотрим кору деревьев. (дети рассматривают коллекцию - кора деревьев).
Воспитатель: Вносится макет дерева в разное время года. Дети отгадывают в какое время года данное изображение дерева по загадкам.
Загадки
1. В какое время года с бедняжки сорвали все рубашки. (Осень)
2. В какое время года деревце раздето. (Зима)
3. В какое время года на деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весна)
4. В какое время года деревья в зеленой шубе. (Лето)
Воспитатель: Ребята , зачем нам нужны растения? Какая от них польза?
Ответы детей: - пища для людей и животных, чистый воздух, различные материалы, растения лечат, просто можно ими любоваться).
Воспитатель: Как мы должны относиться к растениям? (беречь, охранять, ухаживать). Для закрепления нашей темы мы поиграем.
Игра - «Вспоминай и отгадай»
Я назову дерево - поднимаем руки вверх;
Я назову кустарник - поднимаем руки в стороны;
Я назову травянистое растение - присаживаемся.
Игра «Один - много»
Я буду называть слова в единственном числе, а вы отвечать эти слова во множественном числе.
Например:
- Клен - клены;
- дуб - дубы;
- сосна -
- осина -
- рябина -
- корень -
- ствол -
- ветка -
- шишка -
- плод - и т.д.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Вот деревья и кусты.
Различить их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.
Вот и закончилось наше занятие. Вы все, молодцы.