Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Лоскуточки из коробки»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с лоскуточками тканей.

Задачи:

  • дать детям представления о ткани, как о материале, из которого
  • человек делает разнообразную одежду;
  • побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года;
  • расширять знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть…), обратить внимание на отдельные их свойства;
  • расширять представления детей об окружающем мире, обогащать словарь детей;
  • развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.

Оборудование:

  • картинки с одеждой по временам года;
  • коробка с разноцветными и разными по качеству лоскуточками;

Ход образовательной деятельности

(Воспитатель приглашает детей встать в круг.)

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром Андрей принес вот эту коробку.

Дети стали спрашивать, а что там у него? Андрей сказал, что они узнают, если отгадают загадку его бабушки, потому что она просила передать эту коробку в группу. Нам тоже стало интересно, и мы включились в беседу детей.

Андрей загадал загадку:

Тут и там, везде есть я,
И такая разноцветная...
Из меня одежду шьют,
На диван обивку вьют.
Кто я такая отгадай!
Ну конечно, это…… (ткань)

Андрей: Правильно!

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь, Андрюша, открывай коробку, ребята ждут.

(Он открыл, и мы увидели много разных лоскутков.)

Воспитатель: Андрей, откуда у твоей бабушки столько кусочков ткани?

Андрей: Моя бабушка умеет шить, у нас дома есть специальная машинка. Она шила мне костюм пирата, а сестричке Ксюше платье на день рожденье. А еще она работает в ателье!

И тут посыпались вопросы:

- А что такое ателье? На какой машинке можно шить? Откуда берется, из чего делают ткань? …..

- И главное - а что можно сделать из этих кусочков ткани?

(Так, благодаря этим вопросам, любознательности наших ребят и возник наш проект «Жили-были лоскуточки!».)

Воспитатель: Ребята, это замечательно, что вы хотите узнать о ткани и все, что с ней связано!

Как вы думаете, а где мы можем узнать об этом? (Ответы детей - Спросить у бабушки Андрея, у родителей, вы нам расскажите, в книгах, в интернете, в передачах для детей….)

Воспитатель: Верно. И мы обязательно обо всем с вами узнаем, познакомимся с профессиями людей, которые связаны с тканью, будем делать аппликации из ткани, даже конструировать из ткани. Да, обязательно найдем интересные сказки, стихи и загадки. Ваши родители нам помогут. А сейчас давайте рассмотрим кусочки ткани. (Дети берут понравившийся им лоскуток в руки.)

Дети: - У меня тонкая ткань!

- А у меня блестящая!

- Моя разноцветная!

Воспитатель: Правильно, ребята, кусочки ткани, а еще их можно назвать лоскуточки, все разные и по цвету и по качеству. Есть однотонные лоскуточки, есть с рисунками и разными узорами. У кого-то легкий, тонкий лоскуточек, например, как вот этот - воздушный. Такая ткань называется «шифон». А у Саши, лоскуточек - плотный, и такая ткань называется «драп».

У каждой ткани, как вы уже поняли, есть свое название. (Воспитатель показывает и называет ткань: ситец, байка, трикотаж, шелк, кримплен, мех, парча…)

Вот это (показывает) льняные и шерстяные ткани, они самые древние. А эти самые современные - синтетические (показывает).

Жизнь современного человека представить без ткани невозможно. Благодаря её удивительным свойствам мы носим красивую, удобную одежду, в которой зимой не мёрзнем, а летом не перегреваемся. Из драпа шьют тёплые пальто, из брезента - палатки для туристов, парашюты парашютистам.

Человек для удобства в жизни придумал много видов разной одежды, трудно перечислить все, но давайте попробуем. (Дети называют одежду, какую знают: пальто, шуба, куртка, ветровка, комбинезон, платье, сарафан, юбка, блузка, майка, кофта, свитер, пиджак, брюки, бриджи, лосины, футболка, спортивный костюм, шорты, плащ, жилетка, бальное платье, шарф, косынка, платок, панамка, шляпа, шапка, кепка, носки, чулки, колготки и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Название одежды вы знаете.

А теперь - Физкультминутка «Наша одежда»!

Это платье для Наташки (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки (4 прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка («рисуют» на животе 2 кармашка)
Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)
Эти брюки для Илюши (2раза топают правой, потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша (показывают, как бабушка шила)
Ходит в них гулять Илья, (шагают)
Он большой, как ты и я (поднимают руки вверх и тянутся на носочках)
Вот ботинки для Маринки (2 раза топают правой потом левой ногой)
Не ботинки, а картинки (2 ритмичных прыжка на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить, (шагаем)
Бегать, прыгать и шалить! (бегут на месте и делают 2 прыжка на обеих
ногах)

Воспитатель: Отдохнули, а сейчас поиграем в игру «Разложи одежду по временам года».

Дети раскладывают карточки с одеждой в четыре шкафчика, на каждом из которых картинка определенного времени года. По ходу определяют, что некоторые осенние и весенние картинки с одеждой даже можно объединить, потому погода позволяет носить эту одежду и осенью и весной.

Воспитатель:

Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Дети отвечают.)
Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.

Воспитатель: Как называется эта одежда? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, зимняя.

Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?

(Дети отвечают.)

Воспитатель: И называется такая одежда? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ну, конечно, летняя.

Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)
Молодцы, мои друзья,
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко... (засыпать).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все сделали правильно, но я вижу одна картинка, почему то осталась.

Дети: А зонтик не одежда.

Воспитатель: Да, вы правы! Но он тоже сделан из ткани. Вы знаете, что эта за ткань, как называется? (Ответы детей - Не знаем. Она прячет нас от дождя. А что это за ткань?)

А об этом мы поговорим с вами в следующий раз!