Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с лоскуточками тканей.
Задачи:
- дать детям представления о ткани, как о материале, из которого
- человек делает разнообразную одежду;
- побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года;
- расширять знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть…), обратить внимание на отдельные их свойства;
- расширять представления детей об окружающем мире, обогащать словарь детей;
- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.
Оборудование:
- картинки с одеждой по временам года;
- коробка с разноцветными и разными по качеству лоскуточками;
Ход образовательной деятельности
(Воспитатель приглашает детей встать в круг.)
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром Андрей принес вот эту коробку.
Дети стали спрашивать, а что там у него? Андрей сказал, что они узнают, если отгадают загадку его бабушки, потому что она просила передать эту коробку в группу. Нам тоже стало интересно, и мы включились в беседу детей.
Андрей загадал загадку:
Тут и там, везде есть я,
И такая разноцветная...
Из меня одежду шьют,
На диван обивку вьют.
Кто я такая отгадай!
Ну конечно, это…… (ткань)
Андрей: Правильно!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь, Андрюша, открывай коробку, ребята ждут.
(Он открыл, и мы увидели много разных лоскутков.)
Воспитатель: Андрей, откуда у твоей бабушки столько кусочков ткани?
Андрей: Моя бабушка умеет шить, у нас дома есть специальная машинка. Она шила мне костюм пирата, а сестричке Ксюше платье на день рожденье. А еще она работает в ателье!
И тут посыпались вопросы:
- А что такое ателье? На какой машинке можно шить? Откуда берется, из чего делают ткань? …..
- И главное - а что можно сделать из этих кусочков ткани?
(Так, благодаря этим вопросам, любознательности наших ребят и возник наш проект «Жили-были лоскуточки!».)
Воспитатель: Ребята, это замечательно, что вы хотите узнать о ткани и все, что с ней связано!
Как вы думаете, а где мы можем узнать об этом? (Ответы детей - Спросить у бабушки Андрея, у родителей, вы нам расскажите, в книгах, в интернете, в передачах для детей….)
Воспитатель: Верно. И мы обязательно обо всем с вами узнаем, познакомимся с профессиями людей, которые связаны с тканью, будем делать аппликации из ткани, даже конструировать из ткани. Да, обязательно найдем интересные сказки, стихи и загадки. Ваши родители нам помогут. А сейчас давайте рассмотрим кусочки ткани. (Дети берут понравившийся им лоскуток в руки.)
Дети: - У меня тонкая ткань!
- А у меня блестящая!
- Моя разноцветная!
Воспитатель: Правильно, ребята, кусочки ткани, а еще их можно назвать лоскуточки, все разные и по цвету и по качеству. Есть однотонные лоскуточки, есть с рисунками и разными узорами. У кого-то легкий, тонкий лоскуточек, например, как вот этот - воздушный. Такая ткань называется «шифон». А у Саши, лоскуточек - плотный, и такая ткань называется «драп».
У каждой ткани, как вы уже поняли, есть свое название. (Воспитатель показывает и называет ткань: ситец, байка, трикотаж, шелк, кримплен, мех, парча…)
Вот это (показывает) льняные и шерстяные ткани, они самые древние. А эти самые современные - синтетические (показывает).
Жизнь современного человека представить без ткани невозможно. Благодаря её удивительным свойствам мы носим красивую, удобную одежду, в которой зимой не мёрзнем, а летом не перегреваемся. Из драпа шьют тёплые пальто, из брезента - палатки для туристов, парашюты парашютистам.
Человек для удобства в жизни придумал много видов разной одежды, трудно перечислить все, но давайте попробуем. (Дети называют одежду, какую знают: пальто, шуба, куртка, ветровка, комбинезон, платье, сарафан, юбка, блузка, майка, кофта, свитер, пиджак, брюки, бриджи, лосины, футболка, спортивный костюм, шорты, плащ, жилетка, бальное платье, шарф, косынка, платок, панамка, шляпа, шапка, кепка, носки, чулки, колготки и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Название одежды вы знаете.
А теперь - Физкультминутка «Наша одежда»!
Это платье для Наташки (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки (4 прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка («рисуют» на животе 2 кармашка)
Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)
Эти брюки для Илюши (2раза топают правой, потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша (показывают, как бабушка шила)
Ходит в них гулять Илья, (шагают)
Он большой, как ты и я (поднимают руки вверх и тянутся на носочках)
Вот ботинки для Маринки (2 раза топают правой потом левой ногой)
Не ботинки, а картинки (2 ритмичных прыжка на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить, (шагаем)
Бегать, прыгать и шалить! (бегут на месте и делают 2 прыжка на обеих
ногах)
Воспитатель: Отдохнули, а сейчас поиграем в игру «Разложи одежду по временам года».
Дети раскладывают карточки с одеждой в четыре шкафчика, на каждом из которых картинка определенного времени года. По ходу определяют, что некоторые осенние и весенние картинки с одеждой даже можно объединить, потому погода позволяет носить эту одежду и осенью и весной.
Воспитатель:
Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Дети отвечают.)
Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.
Воспитатель: Как называется эта одежда? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимняя.
Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: И называется такая одежда? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ну, конечно, летняя.
Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)
Молодцы, мои друзья,
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко... (засыпать).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все сделали правильно, но я вижу одна картинка, почему то осталась.
Дети: А зонтик не одежда.
Воспитатель: Да, вы правы! Но он тоже сделан из ткани. Вы знаете, что эта за ткань, как называется? (Ответы детей - Не знаем. Она прячет нас от дождя. А что это за ткань?)
А об этом мы поговорим с вами в следующий раз!