Цель: формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости.
Оборудование:
- Игрушечная птичка; магнитная доска, магнит, картина «Синица в саду»;
- флэш-накопитель со «Звуками природы»;
- краски для пальцеграфии, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия
Приветствие. Упражнение «Полёт»
Дети сидят на ковре.
Психолог показывает им игрушечную птичку и говорит:
- У нас гостья. Кто это? (Дети отвечают). Давайте поздороваемся с птичкой и улыбнёмся друг другу. (Дети выполняют задание).
А теперь лягте так, чтобы вам было удобно и просторно, закройте глаза (включить музыку). Представьте, что вы находитесь около высокой горы… Вам очень хочется попасть на её вершину… И вдруг вы почувствовали, как у вас растут крылья! С каждой секундой крылья становятся больше и сильнее. Попробуйте подвигать крыльями. Попробуйте представить, как вы прогуливаетесь с этими крыльями за спиной… А теперь вы почувствовали, что можете летать, как птица. Взлетайте, летите к вершине! Вы достигли вершины! Раскиньте по шире свои крылья и парите в воздухе… Вам приятно. А теперь пора возвращаться, вас ждут. Плавно опускайтесь. Вы приземлились. Ваши крылья исчезли, но они появятся, когда вы захотите вновь подняться к вершине; выключает аудиозапись). Откройте глаза, расскажите о том, что вы чувствовали. (Дети обмениваются впечатлениями).
Рисование
На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и загадывает загадку:
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (синица)
Психолог прикрепляет к магнитной доске картину «Синица», проводит беседу о синице (части тела, где живут, чем питаются, перелётные или зимующие). Затем показывает и поясняет:
- туловище и хвост - ладонь с соединёнными пальцами (серый цвет);
- животик - (желтый цвет);
- голова - кулачок (черный цвет);
- крылья - ладони с раздвинутыми пальцами (серый цвет);
- клюв, зрачок - пальчик (чёрный цвет).
Психолог просит ребят приступить к рисованию. Сам наблюдает и помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки. Психолог и «синица» хвалят детей.
Упражнение «Перелёт»
- Психолог предлагает детям выйти из-за столов, встать друг за другом.
Дети перекрещивают руки на уровне запястий и машут ими, как крыльями.
Упражнение длится до усталости. Психолог подбадривает детей, ссылаясь на то, что птичкам тоже бывает тяжело лететь в далёкие страны.
Затем дети опускают кисти рук и расслабляют плечи.
Психолог просит детей определить, в каком месте ощущается усталость, тяжесть. Выслушав ответы детей, говорит:
- Теперь руки отдыхают и освобождаются от усталости. Им становится легко и приятно.
Игра «Слушай своё имя»
(см. Задание 4)
Прощание.