Цели и задачи:
- помочь детям осознать общность законов художественного творчества через общение с произведениями различных видов искусства;
- вызвать личностное отношение учащихся к произведениям;
- создать условия для осмысления жизненных истоков произведений искусства через собственное творчество;
- обогатить эмоционально-чувственный опыт учащихся;
- формировать исполнительские навыки учащихся (вокально-хоровые, пластического интонирования);
- развивать интонационно-слуховой опыт учащихся;
- расширять художественный кругозор учащихся.
Опорные понятия, термины: Основные цвета, составные цвета, цветовой круг, тембр, лад, регистр.
Результат взаимодействия, формируемые УУД: психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности, самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата, адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.
Структура урока
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
3. Основная часть:
а) Объяснение нового материала (10 мин)
б) Динамическая пауза (1 мин)
в) Закрепление изученного материала (2-3 мин)
г) Практическая работа (20 мин)
д) Анализ работ учащихся (1 мин)
4. Подведение итогов - 3 мин.
Рефлексия (1 мин)
5. Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, вы любите чудеса, волшебство?
- Они бывают не только в сказках. К нам сегодня на урок пришли три волшебницы. Отгадаем кто они по музыкальному произведению, а затем с помощью литературного слова и изобразительного искусства разберёмся в волшебстве наших героев.
Слушание «Осеннюю песню» П.И.Чайковского
- Какое настроение в музыке? (ответы учащихся)
- В каком ладу оно написано? (миноре)
- К какому времени года подходит это музыкальное произведение?
- Как добрая художница, водила она кистью
Дубовые, кленовые разрисовала листья!
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Какие краски принесла с собой волшебница осень?
- Посмотрите, какими красивыми и нарядными стали деревья!
Давайте передадим настроение ОСЕНИ через исполнения песни.
Исполнение песни «Осень снова к нам пришла»
- Послушайте знакомое для вас произведение П.Чайковского и вспомните название.
Слушание «Зимнее утро» П.Чайковского
- Какие музыкальные средства подсказывают, что это именно утро? (высокий регистр)
- А что это зима? (пунктирный ритм, отрывистая мелодия)
- Как называется фортепианный альбом, в который входит эта пьеса? (Детский альбом)
- А у второй волшебницы тоже дел не мало:
- Посмотрите на картину и скажите, какой любимый цвет у зимы?
Белым одеялом всю землю укрывает, в лед реки убирает,
Белит поля, дома, а зовут ее…..
- Ещё одна музыкальная загадка.
Это произведение итальянского композитора Антонио Вивальди. Этой музыке уже более 250 лет. Но вам, я уверена, она знакома, потому что она частый музыкальный гость и в наше время.
Давайте послушаем фрагмент и определим время года, которое раскрывается в этой пьесе. (весна)
- Как вы догадались? (ответы учащихся)
Она приходит ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.
- Посмотрите на картину и назовите краски весны?
- Когда приходят к нам эти волшебницы, мир вокруг меняется, ведь у каждой свои любимые цвета.
А какие вообще цвета, знаете вы и какие, цвета вам нравятся?
3. Основная часть
а) Объяснение нового материала
Вы знаете, какие цвета являются основными?
- Для того что бы понять какие цвета являются основными я вам прочитаю сказку, а вы внимательно следите за мной.
Есть чудесная страна -
Разноцветная она.
Три волшебника цветных
В ней живут. Представим их.
Вот волшебник КРАСНЫЙ
Шумный громогласный.
Красит красным цветом разные предметы.
А волшебник ЖЕЛТЫЙ
Любит натюрморты
Красит желтым цветом
Радует всех этим.
И волшебник СИНИЙ
Тоже дружит сними.
Синим цветом все вокруг
Красит этот третий друг.
Три волшебника играли и цвета перемешали
Красный с желтым. В тот же миг
Цвет оранжевый возник
Вот опять смешали краски
Взяли синий цвет и красный.
Через несколько минут
Фиолетовый цвет тут
В синий желтый цвет налили
Цвет зеленый поучили.
Стало 6 цветных друзей
Назови их поскорей.
- Про какие цвета говорится в сказке?
- Как вы думаете, почему красный, желтый и синий цвета называют основными?
- Красный, желтый и синий цвета - это основные цвета, потому что при смешивание их получается другой цвет.
- Те цвета, которые получаются это дополнительные цвета.
- Знаете, ребята, а краски еще делятся на теплые и холодные цвета
- Посмотрите на иллюстрации. Где по-вашему, холодные цвета, а где теплые?
- А почему вы так решили?
Какие там изображены цвета?
- Правильно холодные цвета напоминают лед, снег, холод
- Теплые цвета напоминают огонь, теплу, жару
б) Музыкальная переменка «Лесная зарядка»
в) Практическая работа
- Окружающий мир полон цветового богатства. Закройте глаза и представьте, что мы оказались на лугу, где на сочной зелени растут яркие, небывалой красоты волшебные цветы. Яркость и аромат цветов привлекает пестрых бабочек. Понаблюдайте за природой.
- Откройте глаза. Удалось представить? Это упражнение поможет вам выполнить практическую работу.
- Нарисуйте бабочку или цветы (по выбору), смешивая на листе три основные краски - желтую, красную, синюю. Чтобы работа получилась интересной, используйте различные кисти и мазки.
Повторим как получили каждый цвет
- Из синей и красной - вот этой
- Получим мы цвет -……(Фиолетовый)
- А если мы синюю с желтой смешаем, кокой же цвет тогда получаем? (Зеленый)
- Красный плюс желтый для нас не секрет, Дадут конечно….. (оранжевый цвет)
Запомните!
Красный, синий, желтый - Основные цвета.
Под музыку учащиеся выполняют задание.
4. Подведение итогов. Рефлексия
- Вот наш урок подошел к концу.
Давайте покажем наши работы, и получится у нас целая цветочную поляну, которая больше подходит к какому времени года? (к лету). Да именно это временя года мы создали сами!
На ваших столах лежат смайлики. 3 смайлика, синий, желтый, красный.
- синий означает, что вам все понятно, и вы усвоили урок
- желтый означает, что вы не совсем поняли урок
- красный значит, что вы вообще ничего не поняли
Выберите один из трех и поднимите руки.
Молодцы все очень внимательно слушали и все поняли.