Растить детей здоровыми - задача каждого дошкольного учреждения. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и медиками создано множество здоровьсберегающих методик, используемых при работе с детьми.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на таком понятии, как «сказкотерапия». Казалось бы, какая здесь связь: здоровье и сказка. Оказывается - самая прямая. В развитии, а следовательно и в организации процесса воспитания все взаимосвязано. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями.
Сказка - наиболее простой и действенный способ для создания эмоциональной комфортности и позитивного психического самочувствия ребенка. А если ребенок бодр и весел - это непременно отразится на его психическом развитии. Этот факт я особенно учитываю в период адаптации, когда ребенок находится в тревожном состоянии.
Сначала я предлагаю родителям самим рассказать ребенку историю о том, как зайчонок пошел в детский сад. В уголке родителей есть небольшая, красочно иллюстрированная книга. Ситуации, в которых оказывается герой - Зайка, достаточно типичны. Это может произойти с каждым малышом, впервые оказавшемся в детском коллективе без мамы и папы. К тому же зайчонок очень понятен ребенку, ведь его самого мама так ласково называет.
В нашей группе создана развивающая среда: на стене висят картины с изображением сказочных героев, есть уголок «книголюба» с подборкой книг, согласно возрасту детей, собрана коллекция игрушек « мои маленькие друзья» для небольших инсценировок, несколько видов театра (пальчиковый, кукольный, магнитный, театр масок, театр на фланелеграфе)
Сказкотерапию я провожу в различной форме: чтение, рассказывание, показ на фланелеграфе, использую все виды театра, совместно с детьми слушаем аудиосказки.
Помимо народных сказок я использую стихотворные авторские сказки. Например, всем известный «Колобок» совсем по другому звучит в стихах:
Испекла старуха в среду
Деду колобка к обеду
И остыть его немножко
Положила на окошко
Колобок недолго ждал
Спрыгнул вниз и убежал…
Похождения колобка я демонстрирую на фланелеграфе.
Я занимаюсь с детьми, когда вижу у них желание и силы слушать взрослого, не забывая о том, что их психические процессы еще не совершенны.
Важно, чтобы дети были не только зрителями, но и сами принимали участие в небольших инсценировках. Например, используя шапочки-маски, даже маленькие дети могут инсценировать знакомые им сказки. Интересно наблюдать за детьми во время таких занятий. Здесь и смех, и радость, и восторг - весь спектр эмоций необходимый для полноценного психического развития.
Своим опытом работы делюсь с коллегами. На педсовете мною был представлен доклад «Театр масок».
Используемая литература
- «Воспитание и развитие детей раннего возраста». В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, И.М.Кононова.
- «Педагогические знания родителям». Л.Ф.Островская.
- «Сказкотерапия как источник творчества детей». Л.В.Филипов, Ю.В.Филипов, И.Н.Кольцова, А.М.Фирсова.
- «Ребенок объясняет мир». Е.В.Субботский.
- «Воспитание сказкой». Л.Б.Фесюкова.