Цель урока: вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.
Оборудование: выставка книг В.Ю.Драгунского.
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Подготовка к восприятию
а) Слово учителя.
Виктор Драгунский родился в небольшом зеленом городке Гомеле, что находится в Белоруссии. Он рано лишился отца. Мама, машинистка, ходила на работу, а вечером стучала на машинке, чтобы что-то заработать. Поэтому большую часть времени он проводил в компании таких же сорванцов. Мальчик был весёлый, подвижный, выдумщик разных игр, и товарищи его любили.
Окончил актерскую школу, был приглашен в московский Театр сатиры. Когда окончилась Великая Отечественная война (В.Драгунский был ополченцем), к удивлению всех друзей, он ушёл из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. «Я должен ежедневно доставлять детям радость. Смех - это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Ни одного дня без работы для детей. Ни одного ребенка без радости! Спешите приносить детям радость, друзья мои!» - говорил он.
И только в 40 лет В.Драгунский начал писать. Это были рассказы для детей. Героем его произведений стал младший сын писателя Дениска. Вскоре начали выходить книжки с рассказами о приключениях Дениски. Драгунского нет с нами уже много лет, но книжки его продолжают выходить. Поэт Яков Аким, близкий друг Виктора Юзефовича, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский.»
III. Чтение и анализ рассказа «Англичанин Павел»
а) Чтение вслух учащимися.
- Какое настроение вызвало у вас прочитанное?
- Кто действует в рассказе? (Дениска, мама, Павел)
- Опишите Павла. Какой он?
- В шутку или всерьез Драгунский называет героя англичанином? Обоснуйте свое мнение.
- Как вел себя Павел, рассказывая о своих занятиях, и каким оказался результат этих занятий? ( Высокомерно отвечал на вопросы папы, чувствуя свою значимость. «Очень устал от этих занятий». Вздыхает, как от тяжелого труда.
- Почему рассказ «Англичанин Павел» получился смешным? (Драгунский изобразил героя в комическом виде: беззлобно, насмешливо описывает Павла.)
- Как же мама Дениса проэкзаменовала «англичанина»? (Попросила отблагодарить на английском языке.)
- Почему так поступил Павел.
- Какая главная мысль рассказа?
- Прочитайте пословицы, объясни. Какая больше подходит к прочитанному рассказу? (Пословицы написаны на доске.)
Запись на доске:
Не спеши языком - торопись делом.
Вранье не введет в добро.На словах и так и сяк, а на деле никак.
Физминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
б) Чтение и анализ рассказа «Что любит Мишка».
- Где и когда происходят события? (В школе, в музыкальном зале, после уроков)
- С чего началось главное событие? (Учитель пения высказал детям свою любовь к музыке)
- Какими предстали мальчики в этот момент перед взрослым человеком? (Невоспитанными, некомпетентными, так как музыку Шопена назвали «песенкой»)
- Про какие пристрастия, увлечения рассказал Денис?
- Что удивило учителя? (Ты ещё маленький, а любишь так много.)
- Почему список «любимых» Мишкиных вещей не понравился Борису Сергеевичу? (Потому что список получился гастрономический. А духовной любви, главной, благодаря которой живет человек, у Мишки не оказалось)
- Прочитай эпизод, который тебе показался самым смешным.
- Какая главная мысль текста?
IV. Итог урока. Письменная работа
- Запишите, что вы любите больше всего на свете. (Некоторые работы в конце урока зачитать)
V. Домашнее задание
с.116-117 (инсценировка), с.118-120 (чтение по ролям).