Описание: Конспект занятия по ФЭМП направлен на закрепление счета в пределах 7, совершенствование знаний о геометрических фигурах старших дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Задачи:
- формировать навыки вычислительной деятельности;
- упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 7;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- закреплять форму, цвет, величину.
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную память;
- воспитывать интерес к математическим знаниям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: геометрические фигуры, карточки с цифрами, математические знаки, разрезные картинки «Геометрические фигуры», картинки зверей, сказочных героев, раскраски с цифрами.
Методы и приемы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический.
Ход занятия
Организационно-мотивационный момент
Ребята, сегодня не обычный день, посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваться.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!
(Дети: встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)
Основная часть
Воспитатель: - Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Математики». Эта страна состоит из нескольких станций. На этих станциях нас ждут сказочные герои. Я уверена, что все вы любите математику, и это путешествие будет интересным. В путь мы отправимся на поезде. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вместе скажем:
Мы на поезде поедем,
Много нового найдем.
Станции мы посетим,
Ответ правильный дадим!
1. Станция «Занимательные фигуры»
На станции отдыхают сказочные герои. Назовите их (Крокодил Гена и Чебурашка). Они не могут справиться с одним заданием, давайте, ребята, им поможем.
Как называются фигуры? Почему они так называются?
- Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (круг)-Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат)- Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура -
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)-Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (треугольник).- Вот такая есть окружность,
Очень странная наружность:
Он похож и на яйцо,
И на дыню, и лицо. (овал)
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько углов у круга?
- Что вы знаете о квадрате?
- Назовите предметы, которые состоят из этих фигур.
- Сколько фигур без углов?
- Сколько фигур с углами? Какие углы у треугольника? У квадрата?
- Молодцы, ребята!
Воспитатель читает задание
- Перед вами лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Я вам буду диктовать, а вы должны разложить фигуры на листе бумаги.
В верхний правый угол - прямоугольник;
В верхний левый угол - круг;
В нижний правый угол - квадрат;
В нижний левый угол - треугольник;
Посередине листа - овал.
А теперь посмотрите, правильно разложили фигуры?
- Все справились! Молодцы!
Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру» (разрезные картинки). (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
2. Станция «Путаница»
Мы на поезде поедем,
Много нового найдем.
Станции мы посетим,
Ответ правильный дадим!
- Ещё один сказочный герой Незнайка. Он ждет нашей помощи. Назовите дни недели по порядку. А поможет нам мячик.
- Как называется первый день недели?
- Какой день недели следует после понедельника? Почему он так назван?
- А как называется третий день недели?
- Какой день недели следует после среды, почему он так называется?
- Что мы делаем в пятницу и почему она так называется?
- Какой день недели после пятницы?
- Назовите следующие дни. Почему они имеют такое название?
- Сколько всего дней недели?
Молодцы, вы отлично справились с этим заданием!
3. Станция «Веселый счет»
Мы на поезде поедем,
Много нового найдем.
Станции мы посетим,
Ответ правильный дадим!
Нас встречает сказочный герой Буратино, который просит выполнить задание.
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от 1 до 7 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 7).
- Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
- Попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 7до 1.
- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 4 и 6.
- Какое число вы поставили между числами 7 и 5
- Какое число вы поставили между числами 1 и 3
- Какое число вы поставили между числами 3 и 5;
- Назовите соседей числа 6, 2, 4;
- Назови число, которое больше числа 3 на 1.
- Назови число, которое больше числа 5 на 1.
- Назови число, которое больше числа 4 на 1.
Молодцы, вы справились и с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Физкультминутка
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физминутка!!!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели - встали
И на месте поскакали.
4. Станция «Правильные знаки»
Мы на поезде поедем,
Много нового найдем.
Станции мы посетим,
Ответ правильный дадим!
Воспитатель: - На этой станции нас встречает сказочный герой Леопольд.
И я читаю следующее задание:
Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно). У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить между ними нужные знаки.
4 5 |
3 3 |
5 6 |
3 2 |
6 7 |
1 2 |
Отлично, математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
5.Станция «Лесные задачки»
Мы на поезде поедем,
Много нового найдем.
Станции мы посетим,
Ответ правильный дадим!
Воспитатель: - На этой станции живет Мудрая сова, которая все знает. И для вас, дети, она приготовила задачки.
Задачи о лесных жителях:
- На полянке в день весенний
Под высокою сосной
К медвежонку в день рожденья
Собрался народ лесной:
Ежик, волк, енот, барсук,
Заяц, лось, лисенок - друг.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех гостей!(семь)
(Покажите цифру)- Белка сушит на веревке
Два грибка и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на веревке? (два)
(Покажите цифру)- Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать -
Поросят осталось… (5)-Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди;
Сколько мишек впереди. (пять)-Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять,
Все гусята, как клубочки
Три сына, а сколько дочек. (три)
-- Молодцы, ребята. За правильные ответы Мудрая сова вам дарит раскраски с цифрами.
Подведение итога занятия
Воспитатель:
- Детки, понравилось вам наше путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что у вас получилось лучше всего?
- Какое задание было трудным, а какое легкое?
- Ребята, с вами было интересно и весело путешествовать. Всем спасибо!