Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
В рамках современной системы образования необходимо развивать коммуникативные УУД посредством анализа учащимися собственной деятельности при организации учебного сотрудничества, в результате чего обучающиеся научатся способам осуществления самоконтроля, самооценки, взаимопомощи друг другу.
В данной статье представлен опыт формирования у младших школьников коммуникативных УУД на уроках литературного чтения как средство развития учебной самостоятельности.
Важной задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим, возникла проблема отбора эффективных методических приёмов в формировании учебной самостоятельности.
Рассмотрим приёмы работы на уроках литературного чтения с применение коммуникативных УУД.
- Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация).
- Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации).
- Постановка вопросов по изучаемому произведению.
- Ситуации формирования речевых умений (диалог, ,..)
В своей работе применяю один из приёмов «Ромашка вопросов». (Постановка вопросов по изучаемому произведению).
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то»...
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Этот приём эффективен в работе. При использовании данного приема. У учащихся формируются коммуникативные УУД.
Данный приём также формирует у учащихся функциональную грамотность.
Особое внимание универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала.