Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: литературное чтение


Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

В рамках современной системы образования необходимо развивать коммуникативные УУД посредством анализа учащимися собственной деятельности при организации учебного сотрудничества, в результате чего обучающиеся научатся способам осуществления самоконтроля, самооценки, взаимопомощи друг другу.

В данной статье представлен опыт формирования у младших школьников коммуникативных УУД на уроках литературного чтения как средство развития учебной самостоятельности.

Важной задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В связи с этим, возникла проблема отбора эффективных методических приёмов в формировании учебной самостоятельности.

Рассмотрим приёмы работы на уроках литературного чтения с применение коммуникативных УУД.

  1. Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация).
  2. Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации).
  3. Постановка вопросов по изучаемому произведению.
  1. Ситуации формирования речевых умений (диалог, ,..)

В своей работе применяю один из приёмов «Ромашка вопросов». (Постановка вопросов по изучаемому произведению).

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то»...

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Этот приём эффективен в работе. При использовании данного приема. У учащихся формируются коммуникативные УУД.

Данный приём также формирует у учащихся функциональную грамотность.

Особое внимание универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала.