Урок по теме "Собственность"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Предмет

Обществознание

Класс

8

Цель урока: создать условия для формирования представлений о собственности как экономической и юридической категории.

Программные требования: знать понятия собственность, право собственности; перечислять формы собственности; называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

Программное содержание: второй урок из блока «Экономика» курса обществознания. Тема «Собственность» связана с уроками, раскрывающими основные черты экономической жизни общества, её усвоение необходимо для изучения темы «Рыночная экономика» и «Предпринимательская деятельность».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять, что такое собственность, что называют имущественными отношениями; называть формы собственности, существующие в РФ.
Получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем.

Познавательные:
- находить информацию в различных источниках;
- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы;
- обобщать и систематизировать полученную информацию.
Коммуникативные:
- понимать позицию другого;
- излагать свое мнение, уметь его корректировать;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные:
- планировать и ставить цели деятельности;
- оценивать степень достижения результатов.

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека;
- повышение уровня правовой культуры учащихся;
- получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности.

Основные термины и понятия: имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, физические лица, юридические лица, правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

План изучения нового материала:
1. Что такое собственность
2. Формы собственности
4. Субъект и объект собственности.
5. Каким образом можно защитить свое право собственности.

Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала (урок открытия нового знания)

Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, кодирование информации (кластер), эвристическая беседа, опрос

Технологии обучения: технология развития критического мышления

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация PowerPoint «Собственность», раздаточный материал, учебник «Обществознание 8 класс» автор Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Домашнее задание:
1) Подготовить пересказ с опорой на рабочий лист.
На выбор:
2) Сообщение «Преступления против собственности» (гл. 21 УК РФ).
3) В каких сказках, м/ф, литературных произведениях рассматривались ситуации, связанные с защитой прав собственника? Какие статьи были нарушены?

Ход урока

1. Подготовка к уроку

Работать мы сегодня будем по группам.

2. Акцентуализация знаний

Беседа:

- Вы любите сказки? давайте вспомним сказку «Теремок».

- Кто автор этой сказки? (Русский народ)

- Кто жил в теремочке? (Мышка, лягушка, заяц, еж)

- Чем является теремок для тех, кто в нем живет? (домом)

- Кем они являются для дома?

- А вот чтобы найти правильный ответ, вычеркни в данной строчке три последние буквы алфавита: э.ю.я

э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э О ю я С э Т ээЬ

- Кем являются жители теремка? (Собственники)

Рабочий лист заполняем по ходу урока.

3. Рассказ учителя

Собственность - это основа, становой хребет любого общественного строя и общества.

Что такое собственность?

Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах. Так что же являлось собственностью у древних людей?

Какие исторические типы форм собственности вы знаете? Об этом вы можете прочитать в раздаточном материале. После прочтения текста, вы должны будете ответить на мои вопросы.

Приложение 1

Ответьте на вопросы.

- Как происходила эволюция форм собственности?

- Каким образом эволюция форм собственности связана с развитием производства?

Сейчас вы узнали, что эволюция форм собственности напрямую связана с развитием производства и производительных сил, что, в свою очередь лежит в основе любой экономической системы.

Выполняя домашнее задание, вы сравнивали различные виды экономических систем. Предлагаю выполнить задание на эту тему. Откройте, пожалуйста, учебник стр. 160, задание 3.

Нужно (Слайд 12-13) распределить перечисленные признаки по соответствующим графам, отвечаете по очереди, называя по одному признаку:

  • 1 группа - рыночная экономика
  • 2 группа - командная
  • 3 группа - традиционная
  • 4 группа - смешанная

Задание 1

  1. Традиционная экономика - самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
    Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
  2. Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика - система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
    Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
  3. Рыночная экономика - система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
    Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
  4. Смешанная экономика - система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
    Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Черты традиционной экономики

  1. Характерно натуральное хозяйство.
  2. Медленное развитие техники и технологий производства.
  3. Широкое развитие обмена товарами и услугами без денег.
  4. Незначительная роль предпринимательства.

Особенности командно-административной экономики

  1. Все экономические решения принимают государственные органы.
  2. Производители не могут решать, что им производить.
  3. У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
  4. Управление всеми предприятиями из единого центра.

Черты рыночной экономики

  1. Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
  2. Рынок ориентируется на покупателя.
  3. Преобладание частной собственности.
  4. Свободная конкуренция.

Характерные черты смешанной экономики

  1. Зачастую сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
  2. Наличие частного и государственного сектора экономики.
  3. Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.

Какие ассоциации у вас возникают с понятие собственность?

Сейчас на рабочем листе напишите понятия, которые возникают тогда, когда вы сталкиваетесь с понятием «Собственность».

хозяин, распоряжаться

Приложение 2

Итак, собственность - это правовое обладание имуществом (Слайд). Презентация

Она включает в себя - владение, пользование и распоряжение имуществом (вещью) (Слайд).

Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила ручку и хочу подарить её Арсению.

А ещё мне очень понравилась кофточка вашей одноклассницы Сони. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Лизе.

Оцените мой поступок. Почему я не могу распоряжаться Сониной собственностью?

Могу ли я подарить телевизор, который стоит в школе своей подруге? (Если дети ответят, что он наш)

Чей ваш?

А коллектив можно назвать обществом?

Тогда телевизор будет чьей собственностью?

Формы собственности

Давайте, ребята, порассуждаем.

Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)

А парк, ледовый дворец?

Существуют две основные исторические формы собственности - общественная и частная (Слайд ):

- общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства; государственная; муниципальная

Собственность - это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

- Частная собственность - это форма собственности гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество).

Частная собственность - это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.

Личная собственность - это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.

Общественная собственность - это всё, что принадлежит всему народу.

Государственная собственность - когда собственником выступает государство.

Муниципальная собственность - собственником является город.

Задание 2. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………........собственностью;

в) всё, что принадлежит государству - земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое - это ……………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...

Проверь себя:

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;

б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;

в) всё, что принадлежит государству - земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое - это государственная собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.

Кто может быть собственником?

Что может быть объектом собственности?

Введение понятия «передача собственности».

Как можно получить что-то в собственность?

  • купить
  • получить в подарок
  • получить в наследство
  • найти

Итак, что мы узнали? (что такое собственность, что включает в себя право собственности, рассмотрели субъекты и объекты собственности).

Каким образом приобретается право собственности?

Открытое задание 2. Договор купли-продажи мобильного телефона.

Алан хочет купить мобильный телефон, но не может подписать договор, поскольку не достиг определенного возраста. Его мама покупает телефон и подписывает договор на один год. Алан соглашается платить за телефон. Спустя 6 недель мама Алана выясняет, что он не платил за телефон.

Вопрос Верным или неверным является каждое утверждение?

Обведите «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.

Утверждение

Верным или неверным является каждое утверждение?

Мама Алана несет юридическую ответственность за оплату мобильной связи.

Верно / Неверно

Если мобильную связь не оплачивают Алан и его мама, ее должен оплачивать магазин телефонов.

Верно / Неверно

Мобильную связь не нужно оплачивать, если Алан возвращает телефон в магазин.

Верно / Неверно

- Как может человек использовать собственность?

Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.

- Каким видом собственности является теремок? (Общественной)

- А что это такое? (это собственность, при которой собственником является группа людей)

- А какие виды собственности вы еще знаете? (личная, государственная, семейная)

4. Физминутка

Если собственник - хозяин (разводим руки в сторону),
Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).
Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),
И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество - хозяин (разводим руки по кругу),
Может быть общественной. (наклон вперёд)
и ведь каждый гражданин ( маршируем)
за неё ответственный. (маршируем).

5. Закрепление изученного

Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.

Задание 3. Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.

Название объекта

Личная собственность

Государственная собственность

Муниципальная собственность

1. Продукты

2. Одежда

3. Обувь

4. Жилье

5. Садоводческое хозяйство

6. Земельный участок

7. Ископаемые

8. Леса

9. Валюта

10. Автомобиль

11. Магазин

12. Заповедник

13. Детская площадка

14.Железные дороги

15.Драгоценности

6. Введение понятия «аренда»

Вашему вниманию предлагается фрагмент экономической сказки «Бабушка приехала».

Как-то раз в кабинет короля Эконома I вбежала принцесса.

- Ура! - закричала принцесса - приезжает бабушка.

Два дня готовились к этому событию.

И вот она приехала, но все были удивлены её внешним видом. Бабушка предстала перед ними в модном брючном костюме и с чемоданом, который был весь в заграничных наклейках.

- Ты путешествуешь? - удивился король. - Но ведь для этого нужно много денег. Где ты их берёшь?

- Во-первых, я получаю пенсию, а во-вторых, моя собственность приносит мне доход - ответила бабушка.

- Расскажи - попросил король - как так может быть.

- В моём загородном доме, которым я не пользуюсь, живут люди.

- Ты продала дачу? - огорчённо воскликнула принцесса.

- Нет - сказала бабушка. - Я просто передала её во временное пользование.

Спасибо.

Итак, ребята, что сделала бабушка?

Как называется передача собственности во временное пользование?

На доске слово АРЕНДА.

Что такое аренда?

Беседа. Для того чтобы купить то, что вам необходимо, нужно намного больше денег, чем составляет плата за аренду. Для приобретения квартиры необходимо накопить сумму денег за несколько лет и выгоднее временно арендовать жильё и копить деньги на квартиру.

Всегда ли выгодна, бывает аренда? Давайте проверим.

Решим задачи №1 и №2 на рабочих листках.

Что интересного заметили?

Рабочий листок учащегося

Экономический словарь делового человека.

Аренда - временное право пользования чужим имуществом.

Задание 2. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.

Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом или купить маленький домик?

7. Домашнее задание

8. оценивание работы на уроке. Выставление отметок

9. Итоги урока, беседа

  • о чём говорили
  • что нового узнали
  • какие новые понятия ввели

Итак, результатом нашей работы является создание кластера, который отражает собственность как экономическую и юридическую категорию.

Этот кластер поможет вам при подготовке домашнего задания. (Слайд 31)

1) Подготовить пересказ параграфа с опорой на кластер.

2) Сообщение «Преступления против собственности» (главой 21 УК РФ).

4) В каких сказках, м/ф, литературных произведениях рассматривались ситуации, связанные с защитой прав собственника? Какие статьи были нарушены?

Выставление оценок за урок.

- Чьи ответы и суждения были аргументированными? Кому можно поставить 5? 4? 3?

- Где вам пригодятся знания?

Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество.