Организация продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.

В отличие от сюжетной игры, в которой дети также создают собственные модели окружающего, у продуктивных видов деятельности есть одна характерная особенность - предметно оформленный результат.

Таким образом, под продуктивными видами деятельности мы будем рассматривать детскую активность, направленную на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью.

Презентация

ОСЕНЬ, 5-я неделя «Такой разный урожай» (05-09 октября)

ВИТРИНА МАГАЗИНА «ОВОЩИ - ФРУКТЫ»

Дата проведения: 06 октября.

Культурная практика - продуктивная деятельность (рельефная лепка).

Культурно-смысловой контекст - для игры «Магазин».

Цель - создать витрину магазина.

Задачи:

  • совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина»;
  • использовать оригинальные приёмы лепки, позволяющие создать выразительные изображения фруктов и овощей;
  • развивать способность к формообразованию, композиционные умения.

Форма работы - парами, коллективная.

Материалы и инструменты: доска для лепки, цветной пластилин, стека, влажные и бумажные салфетки; готовые основы для витрин.

Особенности работы:

  • дети самостоятельно выбирали предмет лепки;
  • дети самостоятельно лепили, опираясь не на образец лепки, а на предмет или предметную картинку;
  • овощи и фрукты дети лепили разными приёмами, экспериментируя в поисках оригинальных способов и приёмов лепки;

Лепка капусты - скатать длинную колбаску, прищепить по краю оборку и завернуть в вилок - розан или составить вилок из отдельных листьев, плотно прикладывая их друг к другу.

Лепка лука - смешать в одном комке жёлтый (коричневый) и оранжевый пластилин, раскатать в форме лукавицы и процарапать стекой чешуйки или слепить луковицу белого цвета и обернуть жёлтой (оранжевой) «шелухой» (сплющенными дисками).

- сборка витрины - красивое размещение плодов.

Мы объединили работы с ребятами в единую композицию «Витрина магазина «Овощи - фрукты»», это позволило создать нам две объёмные рельефные картины «Овощи» и «Фрукты» и обсудить, для чего нужны витрины в магазине, узнать, что по витрине, не заходя в магазин, можно догадаться о том, что в нём продаётся.

ОСЕНЬ, 7-я неделя «Весёлая ярмарка» (19-23 октября)

УЗОРЧАТЫЕ ПОЛОТЕНЦА

Дата проведения: 22 октября.

Культурная практика - продуктивная деятельность (декоративная аппликация - прорезной декор).

Культурно-смысловой контекст - для игры «Ярмарка».

Цель:создать узорчатые полотенца.

Задачи:

  • знакомство с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором («бумажным фольклором»);
  • учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам;
  • развивать чувство композиции.

Форма работы - фронтальная, индивидуальная.

Материалы и инструменты: заготовки прямоугольников из белой и цветной бумаги, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, коврик для работы, влажные и бумажные салфетки.

Особенности работы:

  • дети самостоятельно выбирали узор - символ;
    • круг - солнце,
    • ромб - поле (земля),
    • волна - дорога или вода,
    • сердце - любовь и др.
  • делали набросок узора (симметричную его часть) на половинке сложенного прямоугольника, затем вырезали узор по контуру;
  • полотно с узором дети самостоятельно приклеивали на большой прямоугольник - основу полотенца;
  • выступающий край прямоугольника дети украшали - бахромой или зубчиками.

На занятии по продуктивной деятельности наши девочки и мальчики познакомились с новым приёмом декоративной аппликации - прорезным декором («бумажным фольклором») и научились создавать узор из прорезных элементов. Превратившись в ткачей и ткачих, наши ребята создали красивые, узорчатые полотенца с бахромой из бумаги. На своих работах ребята изобразили «говорящие» узоры - солнце (круг), воду (волна, капля), землю (ромб), любовь (сердце) и др., такие простые и понятные нам всем с детства.

ОСЕНЬ, 9-я неделя «Хорошая книга - лучший друг» (02-06 ноября)

ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК. И.БИЛИБИН И ЕГО КНИЖКИ

Дата проведения: 06 ноября.

Культурная практика - продуктивная деятельность (рисование по замыслу).

Культурно-смысловой контекст - для собственной художественной галереи, создание книжки-картинки.

Цель: создать иллюстрацию к сказке «Иван-царевич и Серый волк».

Задачи:

  • познакомить детей с творчеством иллюстратора детских книг - Иваном Яковлевичем Билибиным;
  • вызвать интерес у детей к оформлению книжек-картинок (книжек-самоделок) по замыслу, уточнить представления детей о структуре книжки-самоделки;
  • воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книжкам.

Форма работы - индивидуальная, коллективная.

Материалы и инструменты: листы белой бумаги, цветные карандаши, бумажные салфетки, коврик для работы.

Особенности работы:

  • знакомство детей с творчеством иллюстратора детских книг - Иваном Яковлевичем Билибиным;
  • дети самостоятельно выбирали и договаривались с другими детьми о выборе того или иного фрагмента для рисования.

Все занятия по продуктивной деятельности имели большое развивающее значение для детей. Они открывали перед детьми широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель.

У воспитанников на занятиях развивались способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Вместе с тем они приобретает конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала: овладевали материалами, орудиями и инструментами, приобретали навыки использования схем и чертежей и многое другое.

Целью формирования у ребёнка продуктивной деятельности, как культурной практики, являлось развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.

Для достижения в практической деятельности данной цели мне помог материал пособия «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Осень» и содержание собственных педагогических разработок, которые имели интерес для детей.