Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города является одной из приоритетных задач воспитательно-образовательного процесса детского сада.
В ФГОС ДО большое внимание уделяется поддержке детской инициативы и самостоятельности при определении принципов, целей и требований к психолого-педагогическим условиям и целевым ориентирам.
Дошкольник становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [1].
Важным для нас стал поиск новых интересных форм и технологий работы с детьми.
Как показывает практика - систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, использование современных, эффективных методов и приемов дает положительные результаты.
Одним из таких методов является кейс-технология.
С помощью данной технологии дети самостоятельно изучают опасные ситуации на дороге и решают, как нужно действовать. В результате дошкольники не только быстро запоминают правила, но и начинают их осмысленно применять на практике без помощи взрослого.
В основе такой технологии лежит системно - деятельстный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни.
Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и самостоятельно выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс - это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
Новизна данного педагогического опыта заключается в построении системы игровой деятельности по правилам дорожного движения, усовершенствования методов и приемов, на основе методик различных авторов и собственного педагогического опыта. В нашем кейсе имеет место последовательное усложнение программных задач в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. В процессе использования кейса необходимо дать детям возможность самостоятельно найти решение, применить знания правил дорожного движения в той или иной ситуации, а также самостоятельно анализировать, делать выводы, строить предположения.
Цель: создать условия для самостоятельного изучения детьми старшего дошкольного возраста правил ПДД через кейс-технологию.
Задачи:
- Закрепление знаний детьми правил дорожного движения, дорожных знаков.
- Воспитание внимания, сосредоточенности.
- Создание благоприятной эмоциональной среды для детей.
- Развитие логического мышления детей.
- Умение анализировать.
- Умение работать в команде.
- Умение применять знания в безопасных условиях, находить выход из проблемных дорожных ситуаций.
При правильном применении кейс-технологии дети самостоятельно усвоят правила дорожного движения, научатся в безопасных условиях находить выход из проблемных дорожных ситуаций.
Правильно построенная предметно-развивающая среда в группе позволяет организовать самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и ориентирована на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В рамках Школы Современного Педагога, направление "Воспитатель ДОУ" нами был сформирован тематический кейс по «ПДД», в котором мы отразили все основные образовательные области.
Познавательное развитие включает в себя такие игры, как: круги Луллия, альбомы «Какие бывают машины», «Правила безопасного поведения на дороге», «Безопасная дорога»; «узнай знак», «найди лишний знак», «найди нарушителя», «лабиринты», «найди 10 отличий», «Едет, плавает, летает». Все игры созданы на основе пиши - стирай, поэтому наши игры многоразовые. Каждый альбом имеет разные уровни сложности. Данный раздел поможет дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта.
Для речевого развития мы создали для детей сказку на липучках. Дети могут прослушать сначала эту аудио сказку, а затем сами ее пересказать в игровой форме. А также могут создать свою историю с данными героями сказки. Для читающих детей мы создали ребусы и кроссворды заданной тематики.
В нашем кейсе отражена область художественно-эстетическое развитие. В данном разделе представлены разнообразные схемы лепки, рисования транспорта, светофора, людей и т.д. Ребенок имеет возможность самостоятельно, без помощи взрослого, выбрать любую схему и нарисовать сюжет по ПДД. Имеется большое разнообразие раскрасок по данной теме, множество схем-образцов по конструированию, с их помощью дети могут выстраивать различные постройки для дальнейшего их обыгрывания.
Создали электронные ресурсы, в которые входят: видеосказки, аудиосказки, физминутки. Данный ресурс используется индивидуально или совместно с другими детьми. После прослушивания сказок дети могут самостоятельно их рассказать либо обыграть. В дальнейшем мы хотим дополнить данный раздел видео интерактивными играми.
Для проверки своих знаний, которые ребенок применил в той или иной области, мы создали конверт с подсказками-ответами. Если ребенок выполнил задание, он может воспользоваться данным конвертом, и так же самостоятельно себя проверить.
Результатом работы явились следующие достижения детей старшего дошкольного возраста:
- они имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги);
- умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
- знают разные виды транспорта, уметь их классифицировать;
- сформированы знания о культуре поведения в транспорте;
- могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.
Планируем продолжить работу по формированию навыков дорожной грамотности посредством кейс-технологии; совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду с целью достижения более высокого уровня навыков сформированности безопасного поведения на дороге у дошкольников, умение ими анализировать и оценивать дорожные ситуации и переносить знакомые действия и правила в жизнь; создавать самостоятельно игровых упражнения и игры.
Созданные педагогические условия позволили сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики формирования навыков дорожной грамотности, достигнутая за счет кейс-технологии, оптимальна.
Используемая литература
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Режим доступа:
- http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008г., 144с.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». Спб., «Детство-Пресс», 2009.-96
- Горская А.В., Правила - наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольниковбезопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие - СПб: «Детство - Пресс», 2008 г. - 178с.
- Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения /URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html
- Дьяконова Л.Ф., Граматкина И.Е., Кейс - технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Тольятти, 2017.
- Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. Совет ректоров. - 2008. - №8. - С. 12-16.
- Каюрова А.Н., Скокова О.В., Шеховцова Т.С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 384-386.
- Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. Маркетинг - 1999. - №1. - C. 12-13.
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Прозументова Г. Н.,Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии. Томск - 2003. - C. 56.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Просвещение, 1980.
- Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
- Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? - Обучение за рубежом, 2000, №7.
- Хмелевская Н. Кейс-технологии в дошкольном образовании. Маам, режим доступа http://www.maam.ru/detskijsad/-metod-keis-tehnologiv-doshkolnom-obrazovani.html
- Шимутина Е.Н. Использование кейс-технологий в учебном процессе.
- Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
- http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации.