Конспект занятия в средней группе "Дымковская игрушка"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, дымковская игрушка


Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

Образовательные:

  • закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
  • активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.

Развивающие:

  • развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек.
  • развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа:

  • Знакомство с местом происхождения дымковской игрушки,
  • рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке,
  • узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;

Материалы и оборудование:

  • дымковские игрушки;
  • иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
  • трафареты лошадок, гуашь, кисточки, подставки под кисти, ватные палочки, краски и салфетки (по количеству детей).

Ход занятия

Дети на ковре

Воспитатель - Ребята, сегодня утром охранник передал нам посылку,

давайте откроем и посмотрим, что же в ней находится.

А в посылке игрушки (Достает из посылки игрушки)

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

- Ребята, что же это за игрушки, откуда их нам прислали? (дымковские)

- Давайте рассмотрим их внимательно.

- А из чего делают эти игрушки? (из глины)

- А потом что происходит с ними? (обжигают в печи, белят)

- А что делают после того как побелят? (наносят узор)

- Какими узорами украшают игрушки? (точки, кружочки, кольца, полоски, клетки…)

- Какими цветами красок рисуют эти узоры? (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый, а так же черный - для оживки)

- А как одним словом назвать все эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные)

- Молодцы, ребята, все вы знаете.

Воспитатель - Я предлагаю вам стать народными мастерами и раскрасить каждый свою игрушку.

- А чтобы стать настоящими мастерами, нужно произнести волшебное заклинание:

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть
Вправо - влево повернись
И в умельцев превратись!

Воспитатель - Приглашаю вас в художественную мастерскую.

Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висят схемы росписи дымковских игрушек.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую лошадку. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Ответы детей: Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)

А давайте вспомним, что обозначают элементы росписи? (круг - символ солнца, точки - звезды, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода)

Вспомним, как рисуем элементы росписи:

  • Большие кружки - всей кистью, поворачивая на пяточке;
  • Маленьких - тычком и ватными палочками;
  • Колечки - кончиком кисти;

Показ росписи

Сейчас я покажу вам, как распишу свою лошадку (краска должна быть, как сметана)

Сначала я рисую большие кружки далеко друг от друга, по всей лошадке, затем мою кисточку, промакиваю об салфетку и кладу ее на подставку.

А теперь беру ватную палочку, опускаю в нужный мне цвет краски и рисую маленькие точки, кладу ватную палочку на подставку.

Теперь снова беру кисть, набираю нужный цвет краски и рисую волнистые линии - лошадка готова, промываю кисточку, промакиваю о салфетку и кладу на подставку.

А теперь вы распишите своих лошадок.

Но прежде, чем начать работать, сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,
Кулачки разжали - сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Воспитатель: Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.

Выставка детских работ. Обсуждение.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая лошадка самая аккуратная?»

Воспитатель: Вот наши лошадки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,
Кулачки разжали - сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Послушайте: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали глину, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные - полюбились они детям.