В разработке урока «Объем прямоугольного параллелепипеда», основным является анимация теоретического и практического материала (решение задач). Анимацию в презентации рассматриваю, как образное мышление ученика, которое должно быть сформировано при изучении материала. Презентация обладает такими свойствами, как: наглядность, красочность, динамичность, интерактивность.
В презентации применены кнопки, которые позволяют многократно выполнить анимацию элементов созданных на каждом слайде.
Слайды 7 и 8, являются взаимосвязанными слайдами. При переходе от 6 к 7 слайду, происходит автоматический переход к слайду 8. Это позволяет некоторые виды анимации заново повторить, если щелкнуть кнопку «Повторить», которая расположена в правом нижнем углу на слайде 8.
Главной особенностью, ради чего делаю презентации, это анимация задач, где очень важно сформировать образное мышление ученика. Эти возможности представлены на всех слайдах презентации и особенно на слайде 12.
Особенностью предлагаемой презентации является то, что при проведении самостоятельной работы, ученики могут сразу проверить свои знания. На слайде с самостоятельной работой, каждый вопрос является кнопкой. Щелкая по кнопкам, мы выводим ответы, которые должны были дать ученики. Каждая кнопка рассчитана на два щелчка, первый щелчок - выводит ответ на экран, второй щелчок - убирает ответ с экрана.
Цели:
- Обучающая:
- Повторение понятия прямоугольный параллелепипед;
- Повторение понятия куб;
- Повторение составных частей параллелепипеда.
- Изучение формул расчета объема параллелепипеда, объема куба.
- Развивающие:
- Развитие навыков математического, геометрического и логического мышления.
- Воспитательные:
- Воспитание интереса к предмету.
- Воспитание внимания, целеустремленности.
- Воспитание культуры и уважения к одноклассникам, к уроку.
Тип урока: расширение навыков и знаний по вычислению объема параллелепипеда, закрепление ранее изученного материала.
Оборудование: ПК, интерактивный комплекс, презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Самостоятельная работа.
- Изучение нового материала.
- Решение задач.
- Закрепление материала.
- Итоги урока.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа рассчитана на два варианта. На слайде 3, слева от параллелепипеда это задания для первого вариант, справа - для второго.
Каждое задание, которое представлено, является кнопкой, щелчок по которой позволит показать правильный ответ на задание. Все кнопки рассчитаны на два щелчка: первый - показывает правильный ответ, второй - убирает ответ с экрана, кроме первого вопроса, щелчок по которому, приводит к демонстрации ребер параллелепипеда, ребра поочередно появляются и исчезают.
После проведения самостоятельной работы, ученикам демонстрируются правильные ответы. Анимация позволяет сэкономить время для повторения материала и показать ученикам, где они ответили правильно, а где допустили ошибки.
Изучение нового материала
Слайд 4.
На слайде представлены две фигуры. Равны ли они? Если нет предположений то, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю посмотреть на анимацию, которая реализована на слайде. (Щелчок по кнопке, которая расположена слева, вверху слайда, позволяет переместить кубик на вершину фигуры, повторный щелчок возвращает кубик на прежнее место).
Учитель: Равны ли фигуры?
- Ответы учеников.
Слайд 5.
На слайде представлены два куба, один сплошной, другой - полый. Равны ли они?
Давайте посмотрим, для этого щелкнем по кнопке, которая расположена слева в верхней части слайда. Оказывается можно сказать, что равные фигуры имеют равные объемы.
Слайд 6.
Предлагаю посмотреть, как из куба, который примем за единицу объема, выполняется построение прямоугольных параллелепипедов.
Чему равен объем представленных параллелепипедов?
- Ответы учеников.
А чему равен объем любой фигуры?
- Ответы учеников.
Анимация этого слайда наглядно показывает, что объем фигуры равен сумме объемов фигур, из которых она состоит.
(Анимации можно повторять многократно.)
Слайд 8 - основной. (Слайд 7 - промежуточный, вспомогательный).
Обратите внимание на построение параллелепипеда. (Щелчок по кнопке).
Размеры параллелепипеда определяются значениями - длиной, шириной и высотой.
Щелчок по кнопке.
Учитель: как обозначается длина, ширина и высота параллелепипеда?
Ответы учеников.
Учитель: Обратите внимание, что объем обозначается заглавной латинской буквой V. Единицы измерения объема - кубические мм, кубические см. и т.д.
Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?
Ответы учеников.
Решение задач
№618 (автор А.Г.Мерзляк)
На слайде дан пустой прямоугольный параллелепипед.
Щелкнем ЛКМ по кнопке. Анимация показывает заполнение прямоугольного параллелепипеда кубиками, длина одной стороны кубика равна 1 см.
Учитель: чему равен объем одного кубика?
- Ответы учеников.
Учитель: Чему равен объем фигуры?
- Ответы учеников.
Решаем следующую задачу: №626 (автор А.Г.Мерзляк)
Условие задачи показано на слайде презентации. (Для удобства работы со слайдом, созданы дополнительные кнопки - два белых треугольника, расположенных справа, вверху. Треугольник вправо - убирает условие задачи с экрана, треугольник влево - выводит на экран).
Записываем условие задачи.
Для демонстрации записи щелкаем ЛКМ по круглой кнопке с треугольником, которая расположена слева, вверху слайда.
Решаем задачу №628 (автор А.Г.Мордкович)
У доски работает ученик. Решает задачу. Класс решает самостоятельно.
Заготовка слайда применяется в том случае, если ученики имеют затруднения в решении задачи. Вся работа с этим слайдом, как и с другими, настроена так, что совершая единичный щелок ЛКМ по кнопке расположенной слева, вверху мы выводим краткие записи. Это позволяет задавать наводящие вопросы. В любой момент мы можем продолжить выводить записи на слайде, щелкая ЛКМ по кнопке или прекратить их вывод, если класс понял решение.
Решаем задачу №630 (автор А.Г.Мордкович)
Этот слайд содержит рисунок, который дан в условии задачи учебника. Особенность рисунка заключается в том, что этот рисунок в режиме анимации позволяет навести мысли учеников к решению данной задачи. Анимацию, которую реализовываю в презентациях, рассматриваю как образное мышление, которое должно быть сформировано на уроках у учеников. Рядом с рисунком расположена кнопка. Существует три режима нажатия кнопки:
- щелчок 1 (заполняет вырезанную часть прямоугольного параллелепипеда),
- щелчок 2 (маленький прямоугольный параллелепипед поднимается над рисунком, что позволяет ученикам прийти к выводу нахождения разности),
- щелчок 3 (позволяет вернуть картинку в исходное положение).
После этого анимацию можно повторить снова с наводящими вопросами.
Кнопка, которая расположена слева, вверху в кратком виде, выводит само решение задачи.
Закрепление материала
Слайд 14.
ЩЛКМ по кнопке.
Учитель: Назовите измерения параллелепипеда.
- Ответы учеников.
ЩЛКМ по кнопке.
Учитель: Как обозначается длина, ширина и высота?
- Ответы учеников.
ЩЛКМ по кнопке.
Учитель: Как обозначается объем параллелепипеда?
- Ответы учеников.
ЩЛКМ по кнопке.
Учитель: Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?
- Ответы учеников.
ЩЛКМ по кнопке.