Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие ребят. Проверка подготовки и настрой на урок.
- Исполнение песни «Дети любят рисовать» музыка В.Шаинского.
2. Актуализация опорных знаний
Мотивация на деятельность. Вызвать интерес к теме. Работа на интерактивной доске
- А вы правда очень любите рисовать?
- А что вы чаще всего рисуете?
- Так что же такое пейзаж?
Песня Гладкова «Песня о картинах», если видишь на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака или снежная равнина или поле и шалаш, обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ
3. Объяснение нового материала
Дети работают в группах с информацией, представленной в форме сказки формулируют собственное мнение.
Формулируют тему и задачу урока.
Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. И на суше, и на воде, и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий.
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует?
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима, и земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!
А.А.Пластов «Первый снег»
Но вот пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зеленой краской чуть-чуть тронула лес - и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях!
А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
Приступило к работе жаркое Лето. «Пусть в моей картине все будет спелым, созревшим», - решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью. На деревьях в фруктовом саду развесило яблоки и груши, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там веселый сенокос. Смотрит Красное Солнышко - и не может налюбоваться картиной Лета.
А.А.Пластов «Летом»
Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий дуб-богатырь одела в медную кованную броню.
И.И.Левитан «Золотая осень»
Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше.
- Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга?
- Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
- А может быть, всё хорошо по-своему?
Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся. Пейзажи художники пишут в любое время года.
- А как вы думаете, красоту природы могут изобразить только художники?
Правильно, ребята и любовались мы пейзажами русских художников под бессмертную музыку великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года».
Структура «Конорс»
4. Практическая работа
Самостоятельная работа. Дети самостоятельно работают в группах с представленным материалом под музыку.
Мы думаем, теперь вы сами сможете создать свой пейзаж!
Требования к работам:
- Изобразите пейзаж.
- Удачная компоновка в листе;
- Учитывать строение изображаемого объекта;
- Аккуратность, завершенность, выразительность;
- Дать работе название.
5. Анализ работ учащихся
Организуются оценочные высказывания обучающихся. Мне очень понравились ваши работы.
- ребята, трудно ли вам было выполнять эту работу?
- если да, то почему?
- какая работа, по вашему мнению, самая удачная ?
- почему вы так считаете?
6. Рефлексия
Выставка рисунков под исполнение детьми песни «Времена года» А.Ермолова
Белый снег за окном
Кружит неторопливо,
Белоснежным ковром
Покрывая долины.Но приходит весна,
Разливаясь в капелях,
И звучат птичьих стай
Музыкальные трели.
На сырую траву
У берёз и у сосен
Разбросает листву
Золотистая осень.И холодной зимой,
И в дождливое лето,
И в морозы, и в зной
Так прекрасна планета!