Исследовательский проект: «Микрозелень – доступные витамины, выращенные своими руками»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: исследовательский проект, исследовательская деятельность


Выполнил:
Подымов Матвей,
ученик 4 класса
МБОУ СОШ №9 г.Брянска
им. Ф.И.Тютчева

Руководитель:
Кондакова Л.Л.,
учитель МБОУ СОШ №9 г.Брянска
им. Ф.И.Тютчева

Актуальность темы проекта

Актуальность темы определяется необходимостью сохранения здоровья и повышения защитных свойств иммунитета. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.07.2016г. №1364-р «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» одной из целей национального проекта «Здоровье нации» обозначено увеличение продолжительности и повышение качества жизни детского и взрослого населения Российской Федерации.

Цель проекта - вырастить микрозелень в домашних условиях, для получения определенного количества клетчатки, витаминов и микроэлементов с пищей.

Задачи проекта

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Дать определения «микрозелень», «клетчатка», «витамины и микроэлементы» и других тематических понятий.
  • Собрать имеющуюся информацию о различных видах микрозелени и изучить технологию выращивания микрозелени в домашних условиях.
  • Практически вырастить разные виды микрозелени.
  • Проанализировать информацию на предмет определения биологической ценности микрозелени для здоровья человека.
  • Теоретическим путем определить примерное содержание витаминов в выращенном объеме микрозелени.

Практическое значение результатов проекта

Результаты проекта имеют практическую значимость для членов семьи автора проекта, его близких и членов семей учеников, проходящих обучение в одном классе с автором, при условии ознакомления учащихся с результатами проекта.

Материалы проекта могут также использоваться классным руководителем автора при проведении обучающих занятий на классных часах.

Этапы и методы работы над проектом

Работа над проектом была проведена в три этапа:

1. Теоретический этап.

Работы на данном этапе выполнялись в форме обзора литературы, изучения профильных сайтов в сети Интернет. При этом использовались методы сравнения, логики, интуитивного поиска.

На этапе решались следующие задачи:

  • определение содержания основных понятий: «микрозелень», «биологическая ценность», «витамины и микроэлементы», «клетчатка».
  • сбор информации о технологии выращивания микрозелени в домашних условиях, сравнительный анализ цен на семена у различных производителей и доступность семян в районе проживания автора.

В ходе выполнения работ автором была проанализирована информация на предмет определения понятийного содержания работы.

По результатам выполнения работ на теоретическом этапе были решены поставленные выше задачи: даны определения, собрана исходная информация о наличии семян и изучена технология выполнения работы.

Продолжительность этапа составила - 3 дня.

2. Практический этап.

Работы на данном этапе выполнялись в форме практических действий: покупка семян микрозелени, подготовка материалов для посадки, непосредственно выращивание микрозелени. При этом использовались методы практической работы, визуальной оценки, фотографирования.

На этапе решались следующие задачи:

  • покупка семян и посадочного материала;
  • посадка семян;
  • визуальное наблюдение за различиями в строении семян микрозелени, их стадиями биологического развития,
  • фотографирование микрозелени на различных стадиях развития.
  • получение полноценных ростков микрозелени.

В ходе выполнения работ автор приобрел определенные семена микрозелени и посадочный материал. Произвел посадку семян в соответствии с выбранной технологией выращивания. Проводил визуальный осмотр и фотографирования этапов выращивания семян микрозелени.

По результатам выполнения работ на практическом этапе были решены поставленные выше задачи: выращены разные виды микрозелени.

Продолжительность этапа составила - 8 дней.

3. Аналитический этап.

Работы на данном этапе выполнялись в форме обработки полученных данных, а именно высчитывалось приблизительное содержание витаминов и микроэлементов в выращенном объеме конечного продукта.

При этом использовались методы вычисления, обобщения, сравнения.

На аналитическом этапе решались следующие задачи: анализ полученной информации на предмет определения значимости микрозелени для здорового питания, в качестве не только модного увлечения суперфудами, но и жизненной необходимости в современном мире.

Продолжительность этапа составила - 1 день.

Материальное обеспечение выполнения проекта

  • Семена микрозелени - 4 пакетика (14,00 *4 = 56,00 руб.)
  • Одноразовые контейнеры - 2 штуки (3,00*2 = 6,00 руб.)
  • Вата - 1 рулон (45,00 руб.)
  • Вода отстоянная (для полива.)

Сметная стоимость проекта составила 107,00 рублей.

Продуктом реализации проекта является экологически чистая микрозелень базилика, брюквы, редиса, свеклы столовой, представленные на фото в Приложении №1.

Отзыв руководителя проекта

Проект Подымова Матвея на тему «Микрозелень - доступные витамины, выращенные своими руками» представляет собой исследовательскую работу с применением практических навыков. Содержание работы подтверждает способности автора использовать различные источники информации, применять разнообразные методы исследования, формулировать собственные выводы.

Данный проект является актуальным, поскольку приобретение теоретических знаний о здоровом питании и, в частности, микрозелени, практических навыках в выращивании своими руками, способствует формированию у учеников осмысленного отношения к познавательной деятельности, развивает способность к планированию цели и реализации процесса, оцениванию результатов деятельности.

В ходе выполнения проекта Подымов Матвей продемонстрировал самостоятельность, трудолюбие, инициативность, способность планировать и осуществлять практическую деятельность, отслеживать результаты выполнения своей работы, делать выводы, приобретать новые знания, умения и навыки. Работу автор выполнял самостоятельно, используя собственные знания, а также материалы литературы и Интернета.

Достоинством проекта является использование практического опыта в процессе исследования, а также применение различных методов работы для достижения результата. Практическая значимость работы заключается в получении автором навыков проектной деятельности и более глубокого знания в области биологии и здорового питания. Данная работа предназначена для представления на занятии внеурочной деятельности «Создаю проект» в 4 классе (раздел «Окружающий мир»).

Материал проекта изложен в достаточном объеме, последовательно и логически правильно, в соответствии с требованиями к проектной работе.

Проект Подымова Матвея по теме «Микрозелень - доступные витамины, выращенные своими руками» отвечает предъявляемым требованиям и рекомендуется к защите.

Описание процесса исполнения

1. Теоретический этап.

На начальном этапе с целью определения ключевых понятий проекта - «микрозелень», «витамины и микроэлементы», «клетчатка» и другие, была проанализирована справочная литература (Приложение №2). В ней даны такие определения:

Микрозелень или микрогрин (от англ. «micro» - «микро», «green» - «зелень») - это молодые побеги овощных или корнеплодных культур, реже злаковых, в стадии первых двух настоящих листочков. Такая зелень содержит в себе максимальное количество витаминов и микроэлементов, в десятки раз больше чем выросшая.

Клетчатка - пищевые волокна, которые не перевариваются в организме человека, но способствуют очищению ЖКТ и усилению его работы.

Хлорофилл. Химическая структура хлорофилла схожа с гемоглобином человека. Поэтому употребление микрозелени способствует достижению нужного количества эритроцитов в крови, улучшению поступления кислорода в легкие, оптимизации функции внутренних органов и процессов в головном мозге.

Ферменты. Представляют собой биологически активные вещества - сложные белки, ускоряющие жизнедеятельные процессы в организме: усвоение пищи, улучшение метаболизма и обменных процессов.

Антиоксиданты. Сочные зеленые побеги в составе содержат максимальную концентрацию антиоксидантов, которые участвуют в борьбе со свободными радикалами и замедляют процессы старения.

Витамины и микроэлементы - это вещества, обеспечивающие все без исключения процессы жизнедеятельности в организме. Все виды микрозелени обогащены рекордным количеством витамина С, витаминами группы В, Е, РР, фолиевой кислотой, железом, фосфором и магнием. Входящие в состав эфирные масла обладают антиоксидантными свойствами.

Суперфуд - (англ. SUPERFOOD - супер пища) термин, используемый для описания продуктов, которые, обладают особыми полезными свойствами и имеют большую концентрацию питательных веществ, что обуславливает их уникальность.

Практически все виды зеленых и овощных культур подходят для выращивания и употребления в форме микрозелени:

  • Злаковые культуры: гречиха, овес, подсолнечник, просо, пшеница, рис, ячмень.
  • Бобовые культуры: горох, кукуруза, маш, нут, соя, чечевица.
  • Овощные культуры: брокколи, кабачок, красная капуста, огурец, редис, сакура, свекла, чеснок.
  • Травы и салаты: базилик, горчица, кинза, кресс-салат, руккола, сельдерей, шнитт-лук, шпинат, щавель, укроп.
  • Дикие травы: амарант, кислица, клевер, крапива, кориандр, лебеда, лен, люцерна, настурция.

Изучив информацию, представленную в свободном доступе в сети Интернет (Приложение 2) автором были выяснены несколько способов выращивания микрозелени в домашних условиях. Общий принцип выращивания соблюдается для всех культур (просто, быстро, минимум инвентаря, отсутствие досвета), различия лишь в субстрате для посева семян (льняные коврики, грунт, песок, вата и т.д.).

Технология выращивания микрозелени следующая:

  • замачивание семян в соответствии с рекомендациями производителя (от «не требует замачивания» до «замачивать в течение 2-4 часов»);
  • посев семян в выбранный грунт;
  • укрытие емкости с семенами под полиэтилен, помещение в теплое темное место, для создания «эффекта парника» в течение 24 часов;
  • снятие укрывного материала, перемещение под естественное освещение и полив дважды в день;
  • срез выращенной зелени.

Опрос родителей и знакомых автора показал, что семена микрозелени имеются в магазинах в шаговой доступности в районе проживания автора проекта.

Обобщив информацию, полученную на данном этапе, было принято решение о покупке нескольких видов семян микрозелени, субстрата для посадки и необходимого инвентаря в ближайшем магазине.

2. Практический этап.

1. На данном этапе проведения работ в магазине (ТЦ «Одиссей» ул. Ромашина, д.32) были куплены семена базилика, брюквы, редиса, свеклы столовой. Там же были приобретены два пластиковых одноразовых контейнера и рулон ваты, как экологически чистый субстрат для посадки. (12.01.2021) (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)

Согласно выбранной технологии посадки автор провел следующие действия:

  • Отрезал вату необходимых размеров. Поместил на дно контейнеров. Смочил ее обильно водой (для полива было решено использовать отстоянную воду). На этот субстрат высеял семена микрозелени. (13.01.2021) (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8)
  • Укрыл контейнеры полиэтиленом и поставил их на верх холодильника, (так как у задней стенки холодильника поддерживается стабильная температура около +22 градусов), создав тем самым «эффект парника». (13.01.2021) (Приложение 9, Приложение 10)
  • По истечении 24 часов пленку снял, зафиксировал раскрытие семян. Контейнеры с семена поместил на подоконник, обеспечив естественное освещение (14.01.2021) (Приложение 11, Приложение 12)
  • Все изменения в росте микрозелени фиксировал на фотоаппарат (13.01.- 19.01.2021) (Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15)
  • Дважды в день на протяжении 6 дней проводил полив растений (14.01.- 19.01.2021) (Приложение 16)
  • Произвел срез микрозелени, ее взвешивание для определения приблизительной энергетической ценности. (19.01.2021) (Приложение 17, Приложение 18)

3. Аналитический этап.

На данном этапе была проанализирована и обобщена полученная информация о пищевой и энергетической ценности микрозелени.

Общие сведения для микрозелени: в стадии молодых росточков накапливается максимальное количество полезных веществ, что превышает средний показатель взрослых растений в 5-6 раз. Учеными подтверждено, что на первых этапах жизни растения лучше усваиваются организмом, поэтому противопоказаний к употреблению микрозелени практически не имеется. Микрозелень благотворно влияет на иммунную и пищеварительную систему, имеет низкую калорийность, не является тяжелой для переваривания пищей и снижает уровень холестерина. Регулярное употребление микрозелени избавляет организм от токсинов и способствует более активной регенерации клеток. Хлорофилл, содержащийся в клетках растений, приносит огромную пользу человеческому организму. Особенно важно его поступление людям, проживающим в экологически неблагоприятных регионах, в мегаполисах, а также - ведущим малоактивный образ жизни, для восстановления после травм, стрессов.

Частные сведения, описанные конкретно для микрозелени автора проекта:

Микрозелень базилика содержит большое количество витаминов группы В, К, ретинол, витамин С. Обладает противомикробным и противовоспалительным действием. Стимулирует мозговую активность, способствует концентрации внимания. Имеет легкий пряный вкус.

Микрозелень свеклы столовой содержит целый комплекс витаминов и антиоксидантов, оказывающих благотворное влияние на уровень сахара крови. Обладает приятным вкусом с мягкой кислинкой.

Ростки редиса укрепляют иммунитет и придают бодрости, за счет содержания в них аминокислот, витаминов Е, А, РР, С и группы В, а также эфирных масел. На вкус ростки редиса слегка островаты, с характерным ароматом.

Микрозелен брюквы богата минералами, витаминами А, С, К, микроэлементами (цинк, селен), что способствует процессам регенерации и предотвращает преждевременное старение клеток. Ростки имеют нежную текстуру, напоминают по вкусу редис, но без острых ноток.

Калорийность и содержание полезных веществ приведены в таблице (Приложение 19).

Ростки микрозелени употребляются в свежем виде в качестве добавок к любой пище: мясу, рыбе, кашам, кисломолочным продуктам, смузи и супам, овощам. Но нужно помнить, что самая полезная зелень та, которую только что срезали. Побеги нельзя долго хранить, поскольку они теряют и вкусовые качества, и все необходимые вещества.

Секрет популярности микрозелени в правильном питании в том, что - это вкусно, полезно и недорого. Микрозелень практически не имеет противопоказаний к употреблению (случаи индивидуальной непереносимости фиксируются крайне редко), имеет низкую калорийность, отлично справляется с авитаминозом, положительно влияет на процесс пищеварения, хорошо усваивается (в отличии от синтетических витаминов).

Это абсолютно натуральная и экологически безопасная еда, а процесс выращивания микрозелени - это интересное и очень полезное занятие.

Выводы и самоанализ работы над проектом

В результате реализации проекта была достигнута его цель - выращено 70 грамм экологически чистой микрозелени в домашних условиях, с минимальными затратами. Микрозелень использована в пищу как источник клетчатки, витаминов и микроэлементов.
Поставленные задачи были решены:

  • даны определения «микрозелень», «клетчатка», «витамины и микроэлементы» и других тематических понятий;
  • собрана и проанализирована информация о различных видах микрозелени;
  • изучена технология выращивания микрозелени в домашних условиях;
  • собственноручно выращен урожай микрозелени;
  • проанализирована информация на предмет определения биологической ценности микрозелени для здоровья человека.
  • теоретическим путем определено приблизительное содержание витаминов в выращенной микрозелени.

В ходе работы над проектом проблем не возникло, кроме затруднений с выращиванием семян свеклы - всходы были крайне скудными (причину установить не удалось). Теоретическая база о микрозелени и ее выращивании довольно полно описана в литературе и интернет-изданиях. Даже предлагаются бизнес - модели по получению прибыли при выращивании микрозелени. Наличие семян в шаговой доступности (специализированные магазины семян, отделы «Сад и огород» в крупных супермакетах г.Брянска) по демократичным ценам, также лишний раз доказывает популярность этого суперфуда.

По ходу работы над проектом был развит интерес к процессу не только у автора, но и у всех домашних - все с интересом следили за развитием посаженных семян.

Регулярное употребление микрозелени в пищу будет способствовать укреплению здоровья и повышению защитных свойств иммунитета. Нельзя забывать о таких важных фактах как экологическая чистота микрозелени, выращенная самостоятельно в домашних условиях и наименьшие затраты, в сравнении с покупкой уже срезанной микрозелени в супермаркетах.

От автора: Я очень рад, что у меня получилось своими руками, дома на подоконнике, вырастить разные ростки микрозелени. На протяжении 7 дней, с момента посадки до среза ростков, я каждый день с удивлением следил, как растут маленькие растения. Это просто чудо.

Горжусь, что смог порадовать своих домашних, этими вкусными и полезными росточками, а еще сберечь семейный бюджет, так как покупка 50 грамм срезанной микрозелени стоит от 150 рублей и выше, в зависимости от культуры (Приложение 20). Вся наша семья с удовольствием добавляет микрозелень в каждый прием пищи.

Я обязательно расскажу одноклассникам о микрозелени, потому что она легко выращивается, пикантная на вкус, красивая в готовых блюдах. Микрозелень - это не просто модное увлечение, это основа здорового питания и заботы о себе (Приложение 21)

Список литературных источников