Актуальность
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.
Сущность моей работы на 2020 - 2021 учебный год заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, которые прочно вошли во все сферы жизни человека.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле театр является средством художественно - творческого развития дошкольников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. В театре должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов. Всё это подтверждает актуальность и необходимость данного проекта.
Планирование составлено с учётом требований ФГОС ДО. Программа интегративна, поскольку театрализованная деятельность - неотъемлемая часть всей образовательной деятельности, проводимой в ДОУ, с одной стороны, и вся образовательная деятельность способствуют её обогащению и развитию с другой.
Данный проект разработан на основе следующих методических пособий:
1. Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
2. Т. И. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».
Цель: включить детей подготовительной к школе группы в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческих навыков.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Ι. Обучающие: 1. Формировать представление о театре, как об искусстве используя средства ИКТ.
2. Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
3. Совершенствовать музыкальные способности при создании художественного слова.
4. Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
5. Совершенствовать навыки включения в игру, умение воображать, входить в роль, ориентироваться в решении коллективных задач.
6. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). С помощью ИКТ помогать в создании выразительных средств.
7. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
ΙΙ. Развивающие:
1. Развивать творческие способности в театрализованной деятельности с использованием ИКТ.
2. Развивать и совершенствовать все стороны речи (чистое произношение всех звуков, активизация словаря, развитие диалогической речи).
3. Развивать творческое воображение и ассоциативное мышление.
ΙΙ. Воспитательные:
1. Формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи, коммуникативные умения.
2. Познакомить с основами этикета и правилами поведения в культурных заведениях.
3. Формировать навыки культурно-эстетического образа жизни
4. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жёсткости, хитрости, трусости.
Принципы построения ОП:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип сотрудничества.
5. Принцип деятельностного подхода.
6. Принцип культуросообразности.
7. Принцип последовательности.
8. Принцип интеграции.
9. Принцип развивающего обучения.
10. Принцип гуманизации.
11. Принцип минимакса - учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом.
12. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Проект долгосрочный, рассчитан на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, по 25 минут в первую половину дня (четверг 12.05 - 12.30) с детьми 6-7 лет (подготовительная группа «Рябинка»). Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.
Образовательный процесс включает в себя следующие разделы:
Часть 1. Вводная (задача педагога - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу):
- игровые миниатюры;
- театрализованные миниатюры;
- игры.
Часть 2. Продуктивная:
- художественное слово,
- объяснение материала,
- рассматривание иллюстраций, презентаций, видео,
- рассказ педагога, направленный на активизацию творческих способностей детей.,
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимы,
- изготовление декораций для театрализации (рисование, аппликации, коллажи).
Часть 3. Завершающая:
- игры,
- релаксация.
Формы и методы работы:
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры-драматизации.
3. Упражнения для социально-эмоционального развития детей.
4. Коррекционно-развивающие игры.
5. Упражнения на развитие дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Упражнения для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики (психогимнастика).
11. Разыгрывание разнообразных театральных этюдов, сказок и инсценировок; инсценирование песен.
12. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
13. Развлечения; инсценирование сказок.
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют устойчивый интерес к театральному искусству.
2. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения.
3. У детей появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях.
4. У ребёнка сформирован навык свободного самовыражения.
5. Дети умеют выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме).
6. Активизировался словарь детей, усовершенствовалась звуковая сторона речи.
Этапы и сроки реализации
Этапы работы
|
Сроки |
Содержание работы |
Продукт деятельности/ Прогнозируемый результат |
1. Подготовительный (теоретический) |
Июль - август |
Выявление проблемы, обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны |
Выбрана темы для самообразования, обоснована актуальность |
Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме |
Проанализировано состояние ОП по теме |
||
Определение цели и задач работы |
Поставлена цель, определены задачи |
||
Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами |
Составлен список литературы, электронных ресурсов по теме |
||
Изучение информационных ресурсов по теме |
Создан банк информационно-методических материалов |
||
Разработка календарного плана индивидуальной работы |
Календарно-тематическое планирование |
||
2. Проектировочный |
Сентябрь - октябрь |
Подготовка материальной базы |
Материальная база подготовлена |
Формирование банка методических материалов |
Сформирован банк методических материалов |
||
Формирование банка электронных ресурсов |
Сформирован банк электронных ресурсов (медиатека) |
||
Подбор и разработка программно-методического комплекса обеспечения ОП |
Календарно-тематическое планирование. Выбор упражнений, дидактических материалов |
||
Формирование картотеки. Оснащение и пополнение развивающей предметно - пространственной среды, дидактических игр |
Созданы картотеки театрализованных игр, этюдов и упражнений; дидактические игры по теме. Пополнение РППС |
||
Анкетирование и консультирование родителей по данной теме. Прогнозирование результата |
Анкетирование. Консультация в информационный стенд по теме |
||
3. Внедренческий (реализация собственной педагогической деятельности, направленной на детей) |
Октябрь - апрель |
Апробация, проверка эффективности новых приёмов, методов, форм, технологий работы |
Повысился уровень развития профессиональных качеств по данной теме |
Внедрение плана работы с родителями (законными представителями) |
Повысилась компетентность родителей по развитию артистических способностей детей |
||
Посещение семинаров, стажёрских площадок, круглых столов, консультаций; слушание вебинаров по теме |
Повышение квалификации путём посещения стажёрских площадок, слушания вебинаров и т.д. |
||
Подготовка консультации для педагогов |
Консультация для педагогов |
||
4. Аналитический (заключительный) |
Май |
Отслеживание процесса работы по теме самообразования |
Мониторинг профессиональной деятельности. Мониторинг развития детей (прослеживается динамика развития, выявлены причины недостатков) |
Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворённости работой педагога в данном направлении |
Анкетирование родителей. Анализирование анкет |
||
Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами |
Анализирование результатов, подведение итогов |
||
Оформление и описание результатов по теме |
Информационно-аналитическая справка. Презентация результатов |
||
Систематизация накопленного материала, подготовка к печати материалов опыта |
Методические пособия.
|