Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия с точки зрения искусства помогает получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал, а с позиции психологии данный метод оказывает терапевтическое действие, помогает решать внутренние психологические проблемы, конфликты.
Актуальность темы обусловлена широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди дошкольников, в то время как арт-терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, особенно ребенка через занятия художественным творчеством
Цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и наметить пути работы с родителями для разностороннего развития детей посредством арт-терапии.
Мы поставили перед собой задачи: познакомить родителей с арт-терапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации личности ребенка; приобщить родителей к использованию арт-терапии, через развитие коммуникации между воспитанником и родителем.
Как работает арт-терапия? Арт-терапия помогает реализовать потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Через продукты своего творчества воспитанники формируют новые знания о себе: «я могу», «у меня все получается», «я нравлюсь другим», «мое мнение учитывается», «я справляюсь с трудностями». У детей выходит психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Воспитанник начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Воспитанники не находятся в ситуации контроля и не тренируются использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».
Мы изучили литературу, систематизировали материалы по предупреждению негативных эмоций у участников образовательного процесса, сохранению психоэмоционального благополучия детей. Одно из главных мест в этой системе занимает работа с родителями. Опираясь на родителей как на партнеров можно стимулировать психоэмоциональное развитие ребенка.
Во-первых,арт-терапия имеет огромное влияние на развитие коммуникации между воспитанником и родителем путем использования детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях.
Во-вторых, совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению эмоционального слияния детей от родителей.
С целью помочь родителям использовать арт-терапию как решение психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала детей, мы использовали активные формы и методы работы с родителями:
- консультации; занятия с участием родителей; мастер-классы для родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- «Дни открытых дверей»; родительские уголки;
- папки-передвижки «Изотерапия», «Кляксография», «Сказкотерапия» и др.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает наличие огромного выбора различного материала: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, картон, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина… Бумага должна быть разных размеров, кисти, отличающиеся по толщине и жесткости ворса, губки для закрашивания бумаги больших форматов, нитки, скотч, клеевые карандаши, ножницы. Родители знают, что выбор материалов для арт-терапии ограничивается только их фантазией. Используют всё, что считают нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и т.д. Имея перед собой такой огромный выбор материалов, практически любой ребенок захочет «выразить себя».
К числу наиболее востребованных методов арт-терапии относятся: сказкотерапия; песочная терапия; изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок); библиотерапия (исцеление при помощи книг); имаготерапия (работа с театральными образами); фототерапия; цветотерапия; музыкотерапия. В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего у родителей используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Сказкотерапия - замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Вариантов реализации несколько: прослушивание сказки, которую читает родитель; придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого.
Сочетая в своей работе проверенные временем техники и инновации, достаточно быстро добиваешься положительного результата, так как для дошкольников и их родителей подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает педагогу наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.Благодаря активному внедрению, методов арт-терапии дети научились взаимодействию друг с другом, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч, мастер-классов и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь родители ощущают себя, более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов; так как не все проблемы были окончательно преодолены, нами разработаны рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшей коррекционной работе. Таким образом, цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и наметить пути работы с родителями для разностороннего развития детей посредством арт-терапии, достигнута.
Список использованной литературы
- "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания". Островитянин, 2018.
- "Арт-терапия".ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.
- Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2012.
- Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
- Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
- Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
- Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2018.
- Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001. Речь, 2015.
Интернет ресурсы