Тип урока: комбинированный.
Педагогическая цель: способствовать развитию умения работать с текстом рассказа; находить описание героев, выделять эпитеты и сравнения, осуществлять сравнение рассказов разных авторов; содействовать воспитанию любви к животным.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. Осуществляют поиск описания героев рассказа.
- Личностные: приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Познавательные: общеучебные - выделяют и формируют познавательные цели, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; строят логическую цепь рассуждений.
- Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии.
- Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы, выбирать правильную интонационную выразительность речи.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Сценарий урока
1. Мотивация учебной деятельности
а) Разминка для мозга (кисти рук положить на парту, расслабить и поочередно сначала поднять указательный и безымянный палец, затем большой и средний; одной рукой показывать комбинацию из трёх пальцев, другой большой палец вверх (здорово);
б) Приём привлекательная цель. На доске записана тема урока.
- Назовите 3 способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
2. Актуализация знаний
а) Рассказывает подготовленный ученик.
Представление презентации (автобиография Куприна).
Проверка: Правда ли, что…
- А.И.Куприн родился в 19 веке? (да)
- Его фамилия произошла от названия речонки Купры?
- Он любил русскую природу? (да)
- Он писал сказки? (нет)
- Его рассказы о животных? (да)
б) Один ученик представляет свой кроссворд (составленный по данному рассказу), остальные разгадывают.
Можно организовать работу в группах по нескольким кроссвордам.
1) Один из главных героев рассказа? (ЖУЛЬКА)
2) Другой главный герой? (БАРБОС)
3) Как звали собаку, из-за которой погибла Жулька? (бешеная)
4) Кто находится ближе к животным? (дети)
5) Какой была Жулька? (смелая)
6) Каким оказался Барбос? (трусливый)
3. Подготовка к основному этапу урока
- Сегодня мы продолжим работу с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».
- Попробуйте сформулировать цели урока.
1) Охарактеризовать главных героев.
2) Подготовиться к пересказу (составить план).
3) Выяснить основную мысль рассказа.
4. Работа с текстом во время чтения
Выборочное чтение:
Описание Барбоса.
Описание Жульки.
- Какой сделаем вывод? (собаки совсем не похожи)
- А что их связывало? (дружба)
Эпизод «Появление бешенной собаки»
- Как поступили люди? А как поступили бы вы?
Эпизод «Подвиг Жульки».
- Скажите, пожалуйста, зависит ли смелость от внешнего вида?
- Как думаете, в чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
5. Работа с текстом после чтения
а) Составление сюжетно-композиционного треугольника (самостоятельная работа)
В результате самостоятельной работы получается план.
- Вступление (описание Барбоса, Жульки и их дружбы)
- Завязка и развитие событий (бешеная собака)
- Кульминация (подвиг Жульки)
- Продолжение событий.
- Заключение.
б) Образы главных героев рассказа (описание внешнего вида, поведения)
Характеристика |
Барбос |
Жулька |
Невелик ростом |
||
Маленькая |
||
Широкогруд |
||
Гладкая чёрная шерсть |
||
Длинная, чуть вьющаяся шерсть |
||
Жёлтые подпалины над бровями |
||
Светлые и умные глаза |
||
Уши со следами «боевых схваток» |
||
Приземест |
||
Тонконогая |
||
Сходство с белым пуделем |
||
Никогда не попрошайничала |
||
Имеет смутные понятия о праве собственности |
||
Деликатная |
||
Верность |
||
Не отличался аккуратностью в туалете |
||
Разбойничья натура |
||
Застенчивая, вежливая |
Образы главных героев рассказа (описание внешнего вида, поведения) проверка
Характеристика |
Барбос |
Жулька |
Невелик ростом |
+ |
|
Маленькая |
+ |
|
Широкогруд |
+ |
|
Гладкая чёрная шерсть |
+ |
|
Длинная, чуть вьющаяся шерсть |
+ |
|
Жёлтые подпалины над бровями |
+ |
|
Светлые и умные глаза |
+ |
|
Уши со следами «боевых схваток» |
+ |
|
Приземест |
+ |
|
Тонконогая |
+ |
|
Сходство с белым пуделем |
+ |
|
Никогда не попрошайничала |
+ |
|
Имеет смутные понятия о праве собственности |
+ |
|
Деликатная |
+ |
|
Верность |
+ |
|
Не отличался аккуратностью в туалете |
+ |
|
Разбойничья натура |
+ |
|
Застенчивая, вежливая |
+ |
Заполнив таблицу каждая пара может составить рассказ о герое произведения.
6. Творческая работа
Придумайте другой конец рассказа.
7. Рефлексия
- С каким заданием справились легко?
- Что вызвало затруднение?
- Как оцениваете свою работу?