Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема урока: "Рассказы о животных. А.И.Куприн «Барбос и Жулька»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, А.И.Куприн, А.И.Куприн «Барбос и Жулька»


Тип урока: комбинированный.

Педагогическая цель: способствовать развитию умения работать с текстом рассказа; находить описание героев, выделять эпитеты и сравнения, осуществлять сравнение рассказов разных авторов; содействовать воспитанию любви к животным.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. Осуществляют поиск описания героев рассказа.
  • Личностные: приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные: общеучебные - выделяют и формируют познавательные цели, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; строят логическую цепь рассуждений.
  • Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии.
  • Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы, выбирать правильную интонационную выразительность речи.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Сценарий урока

1. Мотивация учебной деятельности

а) Разминка для мозга (кисти рук положить на парту, расслабить и поочередно сначала поднять указательный и безымянный палец, затем большой и средний; одной рукой показывать комбинацию из трёх пальцев, другой большой палец вверх (здорово);

б) Приём привлекательная цель. На доске записана тема урока.

- Назовите 3 способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

2. Актуализация знаний

а) Рассказывает подготовленный ученик.

Представление презентации (автобиография Куприна).

Проверка: Правда ли, что…

- А.И.Куприн родился в 19 веке? (да)

- Его фамилия произошла от названия речонки Купры?

- Он любил русскую природу? (да)

- Он писал сказки? (нет)

- Его рассказы о животных? (да)

б) Один ученик представляет свой кроссворд (составленный по данному рассказу), остальные разгадывают.

Можно организовать работу в группах по нескольким кроссвордам.

1) Один из главных героев рассказа? (ЖУЛЬКА)

2) Другой главный герой? (БАРБОС)

3) Как звали собаку, из-за которой погибла Жулька? (бешеная)

4) Кто находится ближе к животным? (дети)

5) Какой была Жулька? (смелая)

6) Каким оказался Барбос? (трусливый)

3. Подготовка к основному этапу урока

- Сегодня мы продолжим работу с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

- Попробуйте сформулировать цели урока.

1) Охарактеризовать главных героев.

2) Подготовиться к пересказу (составить план).

3) Выяснить основную мысль рассказа.

4. Работа с текстом во время чтения

Выборочное чтение:

Описание Барбоса.

Описание Жульки.

- Какой сделаем вывод? (собаки совсем не похожи)

- А что их связывало? (дружба)

Эпизод «Появление бешенной собаки»

- Как поступили люди? А как поступили бы вы?

Эпизод «Подвиг Жульки».

- Скажите, пожалуйста, зависит ли смелость от внешнего вида?

- Как думаете, в чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

5. Работа с текстом после чтения

а) Составление сюжетно-композиционного треугольника (самостоятельная работа)

В результате самостоятельной работы получается план.

  1. Вступление (описание Барбоса, Жульки и их дружбы)
  2. Завязка и развитие событий (бешеная собака)
  3. Кульминация (подвиг Жульки)
  4. Продолжение событий.
  5. Заключение.

б) Образы главных героев рассказа (описание внешнего вида, поведения)

Характеристика

Барбос

Жулька

Невелик ростом

Маленькая

Широкогруд

Гладкая чёрная шерсть

Длинная, чуть вьющаяся шерсть

Жёлтые подпалины над бровями

Светлые и умные глаза

Уши со следами «боевых схваток»

Приземест

Тонконогая

Сходство с белым пуделем

Никогда не попрошайничала

Имеет смутные понятия о праве собственности

Деликатная

Верность

Не отличался аккуратностью в туалете

Разбойничья натура

Застенчивая, вежливая

Образы главных героев рассказа (описание внешнего вида, поведения) проверка

Характеристика

Барбос

Жулька

Невелик ростом

+

Маленькая

+

Широкогруд

+

Гладкая чёрная шерсть

+

Длинная, чуть вьющаяся шерсть

+

Жёлтые подпалины над бровями

+

Светлые и умные глаза

+

Уши со следами «боевых схваток»

+

Приземест

+

Тонконогая

+

Сходство с белым пуделем

+

Никогда не попрошайничала

+

Имеет смутные понятия о праве собственности

+

Деликатная

+

Верность

+

Не отличался аккуратностью в туалете

+

Разбойничья натура

+

Застенчивая, вежливая

+

Заполнив таблицу каждая пара может составить рассказ о герое произведения.

6. Творческая работа

Придумайте другой конец рассказа.

7. Рефлексия

- С каким заданием справились легко?

- Что вызвало затруднение?

- Как оцениваете свою работу?