Методическая разработка урока "Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты РФ"

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: социальная защита, пенсионное обеспечение


Предмет: обществознание.

Класс: 10.

Цель: повысить грамотность обучающихся в вопросах пенсионного законодательства и функционирования пенсионной системы Российской Федерации.

Планируемые результаты:

  • Предметные: иметь представление о пенсионных системах, их преимуществе и недостатках; систематизировать знания о структуре и видах пенсии в Российской Федерации; осознать возможности увеличения своей будущей пенсии;
  • Личностные: формировать ответственное отношение к жизни и своему будущему;
    воспитывать самостоятельность, инициативность, активность.
  • Метапредметные:
      регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
    • познавательные: умение выделять главное, сравнивать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
    • коммуникативные: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация учителя, карты урока.

Проблема. «Наступление пенсионного возраста приговор?»

План урока:

  1. Социальная система РФ.
  2. Виды пенсионных систем.
  3. Пенсионная система РФ.
  4. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения будущей пенсии.

Ход урока

Этап

Учитель

Ученик

I. Организационная часть урока. Мотивация учебной деятельности

Звучит отрывок песни «Мои года - мое богатство».
- Уважаемые будущие пенсионеры, какие мысли на вас навеяла эта песня?
- Вы догадались, на какую тему мы сегодня будем с вами говорить?
Тема урока «Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты РФ»

Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства.
- Представьте, что вам уже пора выходить на пенсию и скажите, какие ожидания возникают у человека с приближением старости.
Класс делится на две части - первая формулирует позитивные ожидания, вторая - негативные (метод «мозговой штурм)

Правый сектор озвучивает позитивные ожидания, левый - негативные.
Соревнование оптимистов и пессимистов.

- А теперь мне интересно ваше личное мнение, каким пенсионером вы себя представляете, как на 1-й фотографии или как на 2-й?
Предлагаю обознаничить главный вопрос урока «Наступление пенсионного возраста приговор?» Обсудить

Отвечают

Обсуждают развернуто

- Что вы рассчитываете узнать на уроке, чему научиться?

Узнать особенности системы пенсионного обеспечения в РФ.

Сравнивать различные виды пенсионных систем.

Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии

II. Изучение нового материала

Социальная система РФ.

Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носило особый характер, их берегли, уважали, лелеяли.
Но всё в мире движется и изменяется, меняется и общество. Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами все больше.
Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся.

- О стариках в нашей стране заботились всегда, но это была скорее добровольная помощь, благотворительная, не обязательная, в основном со стороны государя или церкви.
- Система государственной обязательной заботы о нуждающихся начала складываться в России только со времен Петра I и называлась «система государственного призрения»
- Обратите внимание на слово ПРИЗРЕНИЕ - что означает?

В русском языке обозначает дать приют и пропитание, позаботиться

Работа с отрывком Конституции
Задание 1

- В наше время это уже хорошо развитая система. Ее основы изложены в Конституции, в статье 7.
Работа с отрывком Конституции
Задание 1. Устно.
- Согласно статье 7 Конституции: РФ - социальное государство. Обсудить, что это значит.
- Приведите примеры, иллюстрирующие социальное государство.
- В Конституции сказано, что государство предоставляет пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. А кто знает главную особенность этих гарантий?
- Кто может рассчитывать на государственное обеспечение?

Читают

Предполагают

Они носят адресный характер. Надо обратиться за этой помощью самому!
Многодетные, малоимущие, инвалиды, дети без кормильца и т.д.

Задание 2

Виды пенсионных систем.

Проблема обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общемировой. Ее решение достигается различными путями. В мире существует два вида пенсионных систем: распределительная и накопительная.
Задание 2 (прочитать текст, заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы) - см. Приложение 1.

Дети работают с документом и заполняют таблицу

Физкультминутка

Здоровье - наше всё!
1 ряд - вам нужно встать и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько сфер общества (4)
2 ряд - вам нужно встать и поднять вверх руки столько раз, сколько ветвей власти (3)
3 ряд - вам нужно встать и протянуть перед собой руки столько раз, сколько количественно называют СМИ (4-я власть).
А теперь глаза закрываем,
до пяти считаем,
открываем, поморгаем
и работать продолжаем.

Мини-дебаты:
- Какая из рассмотренных систем наиболее подходит для нашей страны? Почему?
- Какая выгоднее для работающего человека?

Развернутые ответы

    Пенсионная система РФ.

До 2002 года в нашей стране действовала распределительная система.
В 2002 году была проведена пенсионная реформа, теперь в России смешанный, накопительно - распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части.
Однако это не все изменения.
Вы, наверное, знаете, о каких изменениях я говорю. …С 2019 года в России началось постепенное повышение общеустановленного пенсионного возраста. Изменения будут происходить поэтапно в течение 10 лет и завершатся в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин
С увеличением пенсионного возраста увеличивается и минимальный стаж, к 2028 году он составит 15 лет (раньше был 5 лет)
- А если человек никогда не работал, он будет получать пенсию?

Трудовая пенсия состоит из 3х частей; базовой (фиксированной), страховой и накопительной.
Базовая часть устанавливается в твердом размере. На 2021 год она составляет 6044,48 руб.
Страховая часть зависит от вашей «белой» зарплаты, точнее от суммы страховых взносов работодателя (22% от заработной платы - они не вычитаются из вашей зарплаты, а уплачиваются за счет работодателя). Если ИП - то сам платишь.
Накопительная частьзависит от инвестирования, от дополнительных взносов (22 % делятся на 2 части, 16 % остаются в страховой части, 6 % - в накопительную, если в течение 5 лет после начала трудовой деятельности написать заявление).

- Как вы можете распорядиться накопительной частью пенсии?

Как только начинается трудовая деятельность, можно выбрать государственный или негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию

III. Систематизация и обобщение изученного материала

Калькулятор


Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
- Скажите, а что вы называете достойной пенсией? Сколько в рублях?
- Пенсия - это компенсация утраченного заработка, назовите реальную сумму, на которую может прожить пенсионер!
- Какие расходы должна покрывать пенсия?
Давайте, посчитаем, хватит ли нам средств на безбедную старость!

Выполним задание 3
https://pfrf-kabinet.ru/kalkulyator-pensii
Задание по рядам. Расчет носит условный характер!
- Что нужно сделать, чтобы пенсия была достойной?

Называют разные суммы.

Продукты, лекарства, транспорт, одежда, коммуналка и еще что-то должно остаться на другие траты
Считают.
Больше работать, иметь большую зарплату, инвестировать, совмещать с самозанятостью, контролировать отчисления и т.д.

IV. Итоги урока. Рефлексия

- Вначале урока мы обозначили проблему «Наступление пенсионного возраста - приговор?»
- Так все-таки приговор или нет?

Отвечают развернуто

- Мне интересно знать, какой вывод для себя вы сделали на уроке. Продолжите фразу, начиная словами (Фронтальный опрос)
Я знаю …..
Я могу …..
Я готов(-а)…..

Отвечают развернуто

- Вернемся к целям урока, достигли ли мы их?

Отвечают развернуто

- И помните слова древнеримского политического деятеля Марка Тулия Цицерона: «Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости»

V. Закрепление

А теперь самая ответственная часть урока: выполните самостоятельную работу в карте урока.
Взаимооценивание, поменяться картами урока с соседом или самооценивание. См. Приложение 2.

Выполняют с/р

VI. Оценивание

Оценивание учеников.

VII. Домашнее задание

Параграф 23, пункт «Право на социальное обеспечение».

По желанию - провести социологическое исследование, узнать у родственников, как они распоряжаются своими пенсионными отчислениями, контролируют ли они свои отчисления, в государственном или негосударственном фонде состоят и т.д. Оформить письменно.