В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики - это важная часть подготовки детей к школе. Поскольку уровень её развития - один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг - техника удивительная, она увлекает и завораживает, через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.
Название этого рукоделия – квиллинг - пришло к нам из английского языка, где слово «quill» означает «птичье перо». Квиллинг – искусство бумагокручения – родился в Европе, в конце XIV – начале XV века.
В Средние века в Европе в женских монастырях изготавливались изящнейшие медальоны: тонкие полоски бумаги с позолоченными краями накручивались на кончик птичьего пера и складывались в неповторимые композиции. Даже при близком рассмотрении бумажные поделки создавали полную иллюзию того, что эти драгоценные украшения сделаны из полосок золота. Жаль, что бумага совсем не долговечный материал и нам не дано увидеть эти шедевры.
Искусство квиллинга быстро распространилось по Европе. Однако в Средние века качественная бумага, да ещё и цветная, была дорогим материалом. Поэтому бумагокручением занимались в основном дамы из богатых семей.
Квиллинг в XV веке считался искусством, в XIX веке – дамским развлечением, в XX веке был практически забыт. И лишь в самом конце прошлого и начале этого века искусство бумагокручения получило своё новое развитие и широко распространилось по всему миру.
Идея организовать квиллинг-мастерскую для дошкольников заинтересовала меня и я наметила цель работы и определила задачи.
Цель работы:
- Формировать интерес к богатой традиции искусства квиллинга.
- Учить детей различным способам бумагокручения.
- Исследовать влияние техники квиллинга на развитие мелкой моторики.
- Развитие художественного творчества и творческих способностей у детей в процессе нетрадиционной техники работы с бумагой.
Задачи:
- Проследить положительное влияние использования техники квиллинга на развитие мелкой моторики, координацию движений рук.
- Познакомить детей с новым видом работы с бумагой - квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работы, эстетический вкус.
Свою работу с детьми по квиллингу я начала четыре года назад. Познакомила детей с историей возникновения квиллинга, с необходимыми инструментами, материалами, техникой. Показала им готовые работы, моим воспитанникам они понравились,проявили к ним интерес.
Я изучила литературу «Занятия по квиллингу» Е.Крыловой; «Квиллинг. Бумажная пластика» У.Котаргиновой и разработала перспективный план работы по обучению детей способу конструирования «квиллинг», разработала конспекты для занятий в квиллинг-мастерской.
В работе использую мультимедийные средства для обучения детей технике квиллинга. Провожу большую подготовительную работу: чтение художественной литературы, просмотр фильмов, иллюстраций. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми.
Для занятий с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, картон, белый и цветной, клей ПВА, салфетки, деревянные палочки, шило. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга скручивается в плотную спираль, из нее изготавливают базовые элементы (их всего 15); из этих базовых элементов с помощью прощипывания и вытягивания создаются новые - впоследствии получаемый результат для работы.
План работы творческой квиллинг-мастерской
Сентябрь
- Диагностика.
- Диагностика.
- Знакомство с историей развития бумагокручения.
- Рассматривание поделок.
- Обобщение опыта работы прошлого года.
Октябрь
- «Лягушка» - Подготовительная работа.
- «Лягушка» - Наклеивание поделки на основу.
- «Ромашки» - Подготовительная работа.
- «Ромашки» - Наклеивание поделки на основу.
Ноябрь
- «Веер» - Подготовительная работа.
- «Веер» - Наклеивание поделки на основу.
- «Апельсиновая долька» - Подготовительная работа.
- «Апельсиновая долька» - Наклеивание поделки на основу.
Декабрь
- «Ёлка» - Подготовительная работа.
- «Ёлка» - Наклеивание поделки на основу.
- «Снежинка» - Подготовительная работа.
- «Снежинка» - Наклеивание поделки на основу.
Январь
- «Сказочная снежинка» - Подготовительная работа.
- «Сказочная снежинка» - Наклеивание поделки на основу.
- «Райская птица» - Подготовительная работа.
- «Райская птица» - Наклеивание поделки на основу.
Февраль.
- «Рыбка» - Подготовительная работа.
- «Рыбка» - Наклеивание поделки на основу.
- «Пингвин» - Подготовительная работа.
- «Пингвин» - Наклеивание поделки на основу
Март.
- «Цветы для мамы» - Подготовительная работа.
- «Цветы для мамы» - Наклеивание поделки на основу.
- «Матрёшка» - Подготовительная работа.
- «Матрёшка» - Наклеивание поделки на основу.
Апрель.
- «Кит» - Подготовительная работа.
- «Кит» - Наклеивание поделки на основу.
- «Стрекоза» - Подготовительная работа.
- «Стрекоза» - Наклеивание поделки на основу.
Май.
- «Цветок сакуры» - Подготовительная работа.
- «Цветок сакуры» - Наклеивание поделки на основу.
- «Дерево» - Подготовительная работа.
- «Дерево» - Наклеивание поделки на основу.
Опыт работы с детьми показал, что дети с удовольствием овладевают навыками новой для них техники обработки бумаги. Творчество в технике квиллинг вызывает у детей интерес и желание создавать новые работы.
Интерес и желание создавать совместные работы возник и у родителей. Родители воспитанников, наиболее заинтересованные приходят в творческую квиллинг-мастерскую, где мы вместе с ними и детьми осваиваем технику «квилинг». Совместные детско-родительские работы необычайно красивы.
В конце года мы устраиваем выставку ребят и родителей, которая вызывает у всех посетителей восхищение и массу положительных эмоций.
Литература
- Е.А.Крылова «Квиллинг», М., изд-во «Астрель», 2012.
- У.Котаргинова «Квиллинг. Бумажная пластика», М., изд-во «Астрель», 2012.