Цель занятия: развивать самостоятельность, познавательную и творческую активность, создавать возможность для самореализации детей через использование современных педагогических технологий (ИКТ, игровая технология).
Задачи:
- Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений.
- Проверить, обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире.
- Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать задание, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, отстаивать своё мнение в доказательстве правильности рассуждений.
- Создавать доброжелательную, дружескую обстановку, сплачивающую детский коллектив.
- Воспитывать навыки взаимоотношения и сотрудничества в команде, желание достичь результата общими усилиями.
Предварительная работа: наблюдения, проведение дидактических игр по теме, выполнение детьми поделок оригами, обыгрывание ситуаций по теме, заучивание стихотворения.
Оборудование: картинки с заданиями, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.
ХОД ИГРЫ
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята вы любите играть?
- Назовите свою любимую игру?
- - Какие ещё игры вы знаете?
Вы молодцы, ребята. Назвали много разных игр…
А я вам предлагаю сегодня принять участие в интеллектуальной игре « Хочу все знать». Но сначала давайте выясним, почему она называется интеллектуальной, может, кто то знает. Да, ребята, в такой игре вы показываете свои знания и умение отвечать на различные вопросы.
Ну что, вы согласны?
Только игра эта, ребята, будет проводиться в телестудии на детской передаче. И нам туда нужно еще добраться. Я предлагаю доехать до телестудии на автобусе.
Уважаемые пассажиры, прошу занять места в салоне автобуса. А чтобы было не скучно, давайте поиграем в игру «Цепочка», нужно не повторяясь назвать транспорт, который можно увидеть из окна автобуса.
Звучит музыка.
Ну, вот и остановка «Телестудия».
В телестудию нужен пропуск. А в качестве пропуска будут служить геометрические фигуры. Назовите их. У кого пропуск круг, проходим на стульчики , которые стоят слева, а ребята с пропусками квадратами, отправляются на стульчики справа.
На команды мы разделились, осталось придумать им название. Скажите мне, вы все знаете и все умеете делать? Тогда я предлагаю дать названия такие: Знайки и Умейки. Согласны?
Ну что, уважаемые участники, теперь все готово к началу игры?
Значит, можем начинать. Вы должны быть внимательными не перебивать друг друга выслушать до конца, у всех будет возможность ответить на вопросы, и тогда игра получится интересной. Ну, а чтобы было еще интереснее, предлагаю за большее количество правильных ответов вручать команде портрет умной совы, чтобы потом по их количеству определить победителя. А поможет нам в этом Анастасия Сергеевна.
В каждом раунде игры нас будет встречать герои сказок и мультфильмов, а свои задания они прислали нам по почте, их мы обнаружили в почтовом ящике.
Звучат фанфары Р.Штрауса. Игра начинается.
I раунд «Мир вокруг нас»
Звучит музыка
Вопрос от Лешего. Ребята, здравствуйте. Он приготовил очень сложные вопросы, попробуйте справиться с ними. Отвечать будете по очереди.
- как называется человек, который охраняет мой лес и заботится о нем? (лесник, лесничий)
- какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)
- как называются грибы, растущие семьями на пнях? (опята)
- какие птицы остаются зимовать?
- какие птицы улетают на юг из моего леса?
- Какие деревья из моего леса вы знаете?
Молодцы, ребята, правильно ответили на все мои вопросы. А вот хочет Леший проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.
1) Можно ли в лесу оставлять стеклянные бутылки? (Нет)
2) Может ли человек прожить без берёзового сока? (Да)
3) Ядовитые грибы надо топтать? (Нет)
4) Зимой птиц надо подкармливать? (Да)
5) Нужна ли зверям соль? (Да)
6) Нужно ли забирать птенца, упавшего на землю из гнезда, домой? (Нет)
7) Нужен ли снег зимой растениям? (Да)
8) Может ли человек в лесу громко слушать музыку? (Нет)
II раунд «В гостях у сказки»
Вопрос от Бабы Яги, звучит музыка.
- С кем встречался Колобок во время путешествия? (заяц, волк, медведь, лиса)
- Кто тянул репку? (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка)
- Какое яйцо снесла курочка Ряба?
- К кому шла Красная Шапочка?
- Крокодил, друг Черепашки?
- Как звали трёх поросят? (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
- Кто потерял хрустальную туфельку?
- Что купила на базаре Муха-Цокотуха?
- Кого слепили себе бабушка с дедушкой?
- Чем ловил рыбу волк из сказки «Лиса и волк»?
- Кто сделал Буратино?
- Кто помогал скрыться от гусей девочке с братцем в сказке «Гуси-лебеди»? (молочная речка-кисельные берега, яблоня, печка).
Исправить названия:
- «Царевна-индюшка»
- «По-собачьему велению»
- Иван-царевич и зелёный волк»
- «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
- «Петушок - золотой хвостик»
- «У страха уши велики»
- «Лапша из топора»
- «Девочка-с-пальчик
Предлагаю передохнуть и поиграть в игру «Запрещённое движение».
Цель игры: развивать моторную память.
Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.
III раунд «Юные математик»
Звучит музыка
Следующее задание нам приготовила сама Мудрая Сова.
Как известно, Мудрая Сова очень любит считать, складывать, вычитать и задавать «хитрые вопросы». И она хочет проверить, как Вы научились решать различные математические задачки.
1.
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
2.
Шесть ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно — считает
Сколько их теперь играет? (5)
3.
На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать? (4)
Вопросы команде ЗНАЙКИ:
1) Сколько дней в неделе (7);
2) Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок (утенок);
3) Какое число следует за числом 5 (6);
4) Какое число стоит перед числом 8 (7);
5) Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
6) Прибор для измерения времени (часы);
7) Какое число больше 4 или 8 (8);
8) У кого из сказочных героев 3 головы (змей-горыныч);
9) Соседи числа 6 (5 и 7);
10) Как называется наш поселок? (Сургут).
Вопросы команде Умейки
1) Сколько месяцев в году (12);
2) Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница (бабочка);
3) Какое число следует за числом 9 (10);
4) Какое число стоит перед числом 7 (6);
5) Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
6) Прибор для глажки белья (утюг);
7) Какое число меньше 5 или 3 (3);
8) Сколько гномов повстречала Белоснежка (7);
9) Соседи числа 8 (7 и 9);
10) Как называется наша страна? (Россия).
- Сколько ушей у двух ежей?
- Сколько носов у трех слонов?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько рогов у двух коров?
- Сколько углов у круга?
- На какое дерево садиться ворона во время дождя?
- Сколько звезд на небе днем?
- Какой день наступит после среды?
- Какой день перед вторником?
- Если дерево выше куста, то куст …? Ниже дерева.
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш …? Короче линейки.
- Если канат толще нитки, то нитка …? Тоньше каната.
- Если сестра старше брата, то брат …? Младше сестры.
- Если река шире ручья, то ручей …?
Воспитатель. Какие молодцы, наши участники игры, очень хорошо справляются со всеми заданиями.
IV Раунд «Грамотеи»
Следующее задание нам предлагает трудолюбивая Золушка. Звучит музыка.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;
- кровать из дерева (какая?) – деревянная;
- шапка из меха (какая?) – меховая;
- кольцо из золота (какое?) – золотое;
- кувшин из глины (какой?) – глиняный;
- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;
- платок из пуха (какой?) – пуховый;
- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;
- каша из манки (какая?) – манная
- Худой - (толстый)
- Трусливый - (храбрый)
- Кислый - (сладкий)
- Умный - (глупый)
- Вежливый - (грубый)
- Злой - (добрый)
- Хороший - (плохой)
- Дорогой - (дешёвый)
- Мягкий - (твёрдый)
- Сухой - (мокрый)
- Говорить - (молчать)
- Зажигать - (тушить)
Назовите фрукты (мебель, транспорт, посуду)
Молодцы, ребята.
V Раунд. «В стране вежливости и доброты»
Звучит музыка
А в следующем раунде нас хочет проверить Леопольд, очень добрый и воспитанный кот.
О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов.
- Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме, сказал: «Пустяки, дело житейское»? (Карлсон)
- Кто говорил такие слова в мультфильме: «Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!» (Мыши)
Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы отвечаете да, а если нельзя – нет:
- Мыть руки
- Обижать друзей, родителей, животных
- Чавкать за столом
- Надевать грязную одежду
- Есть руками
- Уступать место пожилым людям
- Не подстригать ногти
- Приходить в гости без приглашения
- Здороваться
- Носить носовой платок
- Бегать по автобусу
- Брать без спроса чужие вещи
- Умываться только вечером
- Смеяться над другом
- Чистить зубы
- В общественных местах разговаривать тихо
- Не подстригаться
- Помогать пожилым людям
- Приходить вовремя на спектакль
- Быть вежливым
- Ссориться.
- Поздороваться при встрече – (вежливо)
- Толкнуть, не извинившись – (невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …
- Сказать спасибо и пожалуйста - …
- Повернуться к собеседнику спиной - …
- Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …
- Сказать ласковое, доброе слово - …
- Пожелать доброго пути - …
Думаю, что кот Леопольд доволен вашими ответами, и рад за вас, что вы тоже очень воспитанные дети.
VI Раунд «Заключительный – ИГРОВОЙ»
Поиграть вам предлагает всем известный…Карлсон, который живет на крыше. Звучит музыка.
Игра называется ««Будь внимателен»
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Воспитатель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, воспитатель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.
Вариант
Дети выполняют то, что показывает воспитатель, а не то, что он говорит.
Наша игра подошла к концу. Скажите, ребята вам понравилось играть в интеллектуальную игру? Так что же такое интеллектуальная игра? Какое задание было самым трудным? Какое задание вам показалось самым легким? Ребята за участие получают награды – медали. Спасибо всем за внимание. До свидания.