Введение
Искусство цирка волнует, удивляет и восхищает. В нем обаяние молодости и мудрость веков, красота и отвага, смелость и задор, в нем мысль и фантазия. Цирк открывает перед зрителем сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья.
Искусство цирка многогранно. Чтобы познать его природу, особенности, нужно прежде всего ознакомиться с цирковыми жанрами и их разновидностями.
Многие современные цирковые жанры возникли в глубокой древности, когда цирка как такового еще не было. Художественные изображения на храмовых фресках, барельефах и старинных вазах не только подтверждают древность происхождения многих цирковых жанров, но и свидетельствуют о тех изменениях, которые с ними произошли под влиянием общественно-исторических условий. Одни жанры цирка возникли на основе трудовых навыков, другие обязаны своим происхождением народным игрищам, праздничным и религиозным обрядам, третьи пришли на манеж из спортивных залов.
Искусство цирка — это прославление человека, демонстрация его физических и духовных сил: ловкости, выносливости, чувство баланса, гибкости, меткости, а также воли, отваги, остроумия, находчивости. Какое бы действие не выполнялось цирковым артистом – акробатическая стойка или жонглирование, прыжки на батуте или баланс на катушках, любое из них – это результат борьбы за расширение возможностей человека.
Тема 1: О цирковом искусстве
Цель: Введение воспитанников в мир циркового искусства.
Задачи:
- освоение необходимых навыков по обеспечению безопасности на занятиях;
- разучивание подготовительных упражнений;
- воспитание высоких нравственных качеств и коммуникабельности;
- достижение высокого профессионального уровня.
Цирк – один из любимейших видов искусства не только детей, но и взрослых. Цирковое представление включает акробатику, конную езду, эквилибристику, дрессировку животных, жонглирование, иллюзион и клоунаду. История цирка насчитывает несколько тысячелетий. Еще в Древнем Египте и Древней Греции существовали фокусники, акробаты и дрессировщики животных. Но самый первый цирк появился в Древнем Риме и назывался он Circus Maximus («большой цирк»).
Цирковое искусство держится на трех китах:
- трюк - «язык цирка»;
- личность артиста;
- взаимодействие со зрителем.
Цирковое искусство сформировалось на народных площадных представлениях и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка — артист, который преодолевает препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает определенный обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается при помощи специфических цирковых упражнений — трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задачи создания образа. Комбинация трюков, дополненная другими актерскими действиями, составляет номер — отдельное законченное произведение. Сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.
Одна из привлекательных форм циркового искусства — это площадность, когда зритель является не пассивным созерцателем происходящего, а его участником. Вовлекаясь в происходящее действие, он сопереживает и совместно с артистом участвует в творчестве.
Направленность циркового искусства обуславливает его движение вперед по пути утверждения общечеловеческого идеала и именно благодаря своему гуманизму цирк имеет притягательную силу. Искусство цирка всегда было атрибутом развлечения. Одна из форм артистического существования в цирке является карнавальность, где гибкая форма художественного видения позволяет открывать новое, представляя это с пафосом гиперболой, шаржем, гротеском, где сходятся друг с другом противоположности. Все жанры, воплощающие в себе понятия прекрасного, возвышенного, всегда имеют альтернативу в лице антипода — клоуна.
Задания по теме 1
1. Разгадайте загадки:
Он тебя веселит,
Его шутки, как магнит.
Юмор у него колкий и ловкий,
Смеются, когда он на арене,
и Славка, и Вовка. (Клоун)Есть такие в нем артисты,
Трюкачи и акробаты,
Что хвостаты и пушисты,
Острозубы и рогаты. (Цирк)
2. Выполните тест, выберите один или несколько правильных вариантов.
Цирковое искусство держится на трех китах: |
|
1. артистичность |
4. танцы на сцене |
2. выступление на сцене |
5. трюк «язык цирка»* |
3. личность артиста* |
6. взаимодействие со зрителем* |
Главный герой цирка: |
|
1. клоун |
3. циркач |
2. артист* |
4. акробат |
Одна из привлекательных форм циркового искусства: |
|
1. площадность* |
3. поля |
2. дорога |
4. сцена |
Тема 2: Цирковые жанры
Цель: Развитие способностей и усвоение основ базовой подготовки.
Задачи:
- освоение подводящих упражнений и основных, базовых упражнений по жанру;
- развитие физических и скоростно-силовых качеств;
- умения концентрировать внимание;
- воспитание коммуникативности, трудолюбия и ответственности.
«Жанр» - слово французское, в переводе означает «род», «вид». Такого разнообразия жанров, как в цирке, пожалуй, не встретишь в других искусствах цирка. Каждому цирковому жанру присущи свои выразительные средства – трюки, снаряды, специфические художественные приемы, стилевые признаки, характер исполнения. Все это, вместе взятое, служит раскрытию содержания циркового представления. Но основой любого жанра является действие – активное, ярко выраженное, требующее от актера высокого профессионального мастерства.
Прекрасное в цирке изумляет такой приспособленностью, что невозможно догадаться, в чем состоит и как достигается столь совершенное искусство. Цирк — это неисчерпаемый источник познания вечности и человека, в частности.
Раскрывая жанры можно сказать, что для жанра клоунада характерно наличие комедийных образов. Клоуны — творцы смеха, а искусство вызывать смех — дело серьезное. Слово «клоун» произошло от латинского «colonus”- человек из простонародья. Клоун всегда человечен, остроумен, находчив, весел и всегда симпатичен. Одни клоуны выступают с веселыми сценками, построенными на приемах буффонады (термин «буффонада» принят во всех цирках мира как условное определение характера исполняемой клоунады. Буффонадная клоунада породила и актерские амплуа - клоун-буфф), другие исполняют сатирический репертуар, третьи — на комическом музицировании, четвертые клоуны участвуют с дрессированными животными.
Виртуозное умение человека удерживать равновесие в необычном положении стало одной из зрелищных форм, получив название эквилибристики (от латин. «aeguilibris» - находящийся в равновесии). Эквилибристика — сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности. Малейшее замедление реакции исполнителя — и равновесие нарушено. Поэтому в эквилибристике каждый трюк, каждый прием балансирования доводится до филигранной отделки. Работа эквилибриста — это непрерывная, незаметная для зрителя напряженная борьба за сохранение «мертвой точки». Эквилибристика исполняется только с реквизитом или на снарядах. В зависимости от задачи, выполняемой артистом, разнятся и условия, в которых он действует. Нижний в одних видах эквилибристики балансирует верхнего (или снаряд с верхним на вершине), стоя на твердой опоре (на манеже, на пьедестале); в других — на неустойчивой опоре (на шаре, катушках, проволоке); в третьих — находится в движении (на переходной лестнице, на велосипеде). Такое положение эквилибриста-нижнего. Верхний же — стоит ли на голове нижнего, или исполняет стойку на голове на перше, или венчает пирамиду на плечах канатоходца-нижнего — всегда находится на неустойчивой опоре.
Искусство жонглирования, то есть умение подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов, было известно еще в древности. Французский термин «жонглер» произошел от латинского слова «joculator» - шутник, забавник, остряк. Большое место в их выступлениях отводилось умению вертеть мяч на ножах, ловко подбрасывать и ловить оружие, искусству балансирования. От жонглера требуется предельная ловкость, мгновенная реакция, быстрота движений и развитое чувство ритма. Выдержка и терпение. Эти качества артист вырабатывает упорной тренировкой, которая не прекращается всю его творческую жизнь. Жонглер должен быть всегда в форме. Жонглирование как жанр делится на четыре разновидности: соло-жонглирование, групповое жонглирование, жонглирование на лошадях, антипод. Соло-жонглер выступает один на протяжении всего номера. Групповое жонглирование основано на приемах перекидки предметов друг другу. Чем больше число исполнителей занято в номере, тем большее количество комбинаций перекидок предметов возникает. Жонглирование на лошади довольно трудно, выполняется при постоянном перемещении точки опоры артиста. Антиподисты жонглируют ногами, распространенный реквизит — сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный).
Искусство фокусников (от нем. «Hokus-Pokus» - ловкий прием, ловкая проделка) — трюк, поражающий зрителя своей сверхъестественностью. Создающих иллюзию чудодейственных превращений, иногда называют «честным обманом». При показе фокусов манипуляторы, оперируют преимущественно небольшими предметами: картами, шарами, монетами, часами и т.п. Искусство фокусников — тонкое и сложное. Овладение им требует очень большого труда. Успех выступления фокусника зависит не только от изобретательности и оригинальности его трюков, но и насколько он их изящно, легко, артистично преподносит. Ведь фокус — это интересная головоломка, и малейшая погрешность при демонстрации фокусов может обернуться провалом. Поэтому артист должен обладать находчивостью, чтобы уметь вовремя скрыть ошибку, завуалировать ее или превратить в «преднамеренную» шутку. Иллюзионисты, как и манипуляторы, широко используются отвлекающими приемами. В нужный момент ассистенты могут незаметно загородить иллюзиониста от глаз публики, невидимо передать ему или забрать от него нужный предмет.
Задания по теме 2
1. Разгадайте загадки:
В этом месте всегда интересно,
Тигры здесь по струнке сидят,
Собачонки на лапках ходят,
И слоны свои трюки показать хотят.
Акробаты к куполу взлетают,
Фокусники чудеса в жизнь воплощают.
(Цирк)
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь. То нет, то есть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять…
Из твоего кармана!
(Фокусник)
2. Введите соответствия основных жанров циркового искусства.
1. Клоунада |
1.Буффонадная, сатирическая, музыкальная, клоуны-дрессировщики. |
2.Эквилибристика |
2.С першами и лестницами, на канате, на проволке, на шарах, на катушках, на тугой проволке, велофигуристы. |
3.Жонглирование |
3.Сольное, групповое, на лошади, антипод. |
4.Фокусы |
4.Манипуляция, иллюзия. |
«Жанр» - в переводе с французского? |
||
1. род* |
4. склонение |
|
2. вид* |
5. специализация |
|
3. падеж |
|
|
Все жанры, воплощающие в себе понятия прекрасного, возвышенного, всегда имеют альтернативу в лице антипода: |
||
1. Клоуна* |
3. гиревики |
|
2. акробата |
4. эквилибрист |
- Клоуны – творцы смеха, а искусство вызывать смех – дело серьезное.
- Эквилибристика – сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности.
- Жонглирование как жанр делится на четыре разновидности: соло-жонглирование, групповое жонглирование, жонглирование на лошадях, антипод.
- Искусство фокусников – тонкое и сложное.
3. Вставьте пропущенные слова в предложения.