Конспект занятия в средней группе по теме «Дары природы. Грибы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: грибы, средняя группа


Программное содержание:

Цель: познакомить детей с лесными грибами, почему грибы называют съедобные и несъедобные, как надо обращаться с грибами.

Задачи:

  • Образовательные: совершенствовать у детей навыки устной речи, уметь составлять рассказ по картинке.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, дать представление о сборе грибов, показать их разнообразие, научить правильному сбору грибов.
  • Развивающие: развивать речь, мышление, воображение.

Предварительная работа:

  • Беседы и наблюдения в природе осенью;
  • Чтение В.Катаев «Грибы», Сутеев «Под грибом».
  • Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы».

Материалы: корзина с грибами; карточки съедобных и несъедобных грибов; аудиозапись «звуки леса».

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что растет у нас в лесу.

Отгадайте загадку:

Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

Осень – это прекрасное время года. Одним из даров осени являются грибы. На земле их существует огромное множество.

- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?

- А умеете ли вы их правильно собирать?

- Сейчас мы с вами отправимся в лес за грибами. Мы возьмем с собой большую корзинку (воспитатель берет корзинку) и будем вместе собирать грибы. (Идем по лесу под музыку – звуки леса).

Ребята, грибы бывают съедобные и несъедобные. Съедобные – это такие грибы, которые можно есть. А несъедобные грибы есть нельзя, они ядовитые.

Вот мы и пришли с вами в лес.

И первые грибы, которые мы нашли называются – отгадайте загадку:

Растут в лесу сестрички,
Рыжие …. (лисички)

Вос-ль: правильно, ребята, отгадали (показ картинки гриба – лисички). (Разглядываем гриб с объяснением его строения.) Отправляемся дальше. Вот мы подошли к березке, посмотрите, что это - слушайте вторую загадку:

Я родился в день дождливый под березой молодой.
Кругленький, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой.
(подберезовик)

(показ картинки гриба – подберезовика).

Вос-ль: Ребята, посмотрите, у нас в корзинке уже много грибов лежит, а вот и еще один спрятался в траве под деревом:

Этот гриб нарядный растет с осинкой рядом,
На головку надет ярко-красный берет (подосиновик).

Все эти грибы можно назвать одним словом - съедобные грибы. Однако в лесу растут и другие грибы, послушайте загадку:

Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годной (это – мухомор)

(показ картинки гриба – мухомора).

Вот еще загадка:

Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там - опята,
Ну, а это на полянке ядовитые что? (поганки)

Вос-ль: А вот эти грибы мы назовем так – несъедобные грибы.

– Смотрите, мы набрали целую корзинку грибов!

- Вам интересно было собирать грибы? (ответы детей).

– Ребята, вы знаете, как правильно собирать грибы?

Рассказ воспитателя. Главное, когда собираешь грибы, не нарушать места, где они растут. Не обязательно срезать грибок. Его можно раскачать, а потом вывернуть из земли вместе с ножкой. Место, на котором рос гриб, нельзя топтать, все листики, хвоинки не надо трогать. Если грибок червивый, его надо разломать и разбросать по лесу. На следующий год здесь будет больше грибов. Ребята, несъедобные грибы не едят люди, но вот гриб мухомор могут есть некоторые животные, например: лоси едят мухоморы и при этом говорят:

- Нет надежнее микстуры:
Съел – и нет температуры.
Лечит коклюш и бронхит,
Съел – и горло не болит!

Грибы в лесу нужны животным, поэтому, когда будете собирать со взрослыми грибы, постарайтесь не навредить лесу.

А сейчас немного отдохнем и пальчиковую гимнастику проведем:

Топ – топ – пять шагов (дети «шагают» пальчиками по ковру).
В туесочке пять грибов. (показ растопыренных пальчиков).
Мухомор красный - Гриб опасный (на каждое двустишие дети должны разгибать по одному пальчику, начиная с большого пальца).
А второй лисичка, Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый. Ешь его смело!
На этом наше занятие закончилось.
Под кустиками, под листиками мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами.
Мы не крикнем вам: «Ау». (Под музыку отправляемся домой).