Программное содержание:
Цель: познакомить детей с лесными грибами, почему грибы называют съедобные и несъедобные, как надо обращаться с грибами.
Задачи:
- Образовательные: совершенствовать у детей навыки устной речи, уметь составлять рассказ по картинке.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, дать представление о сборе грибов, показать их разнообразие, научить правильному сбору грибов.
- Развивающие: развивать речь, мышление, воображение.
Предварительная работа:
- Беседы и наблюдения в природе осенью;
- Чтение В.Катаев «Грибы», Сутеев «Под грибом».
- Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы».
Материалы: корзина с грибами; карточки съедобных и несъедобных грибов; аудиозапись «звуки леса».
Ход занятия
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что растет у нас в лесу.
Отгадайте загадку:
Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
Осень – это прекрасное время года. Одним из даров осени являются грибы. На земле их существует огромное множество.
- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?
- А умеете ли вы их правильно собирать?
- Сейчас мы с вами отправимся в лес за грибами. Мы возьмем с собой большую корзинку (воспитатель берет корзинку) и будем вместе собирать грибы. (Идем по лесу под музыку – звуки леса).
Ребята, грибы бывают съедобные и несъедобные. Съедобные – это такие грибы, которые можно есть. А несъедобные грибы есть нельзя, они ядовитые.
Вот мы и пришли с вами в лес.
И первые грибы, которые мы нашли называются – отгадайте загадку:
Растут в лесу сестрички,
Рыжие …. (лисички)
Вос-ль: правильно, ребята, отгадали (показ картинки гриба – лисички). (Разглядываем гриб с объяснением его строения.) Отправляемся дальше. Вот мы подошли к березке, посмотрите, что это - слушайте вторую загадку:
Я родился в день дождливый под березой молодой.
Кругленький, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой.
(подберезовик)
(показ картинки гриба – подберезовика).
Вос-ль: Ребята, посмотрите, у нас в корзинке уже много грибов лежит, а вот и еще один спрятался в траве под деревом:
Этот гриб нарядный растет с осинкой рядом,
На головку надет ярко-красный берет (подосиновик).
Все эти грибы можно назвать одним словом - съедобные грибы. Однако в лесу растут и другие грибы, послушайте загадку:
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годной (это – мухомор)
(показ картинки гриба – мухомора).
Вот еще загадка:
Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там - опята,
Ну, а это на полянке ядовитые что? (поганки)
Вос-ль: А вот эти грибы мы назовем так – несъедобные грибы.
– Смотрите, мы набрали целую корзинку грибов!
- Вам интересно было собирать грибы? (ответы детей).
– Ребята, вы знаете, как правильно собирать грибы?
Рассказ воспитателя. Главное, когда собираешь грибы, не нарушать места, где они растут. Не обязательно срезать грибок. Его можно раскачать, а потом вывернуть из земли вместе с ножкой. Место, на котором рос гриб, нельзя топтать, все листики, хвоинки не надо трогать. Если грибок червивый, его надо разломать и разбросать по лесу. На следующий год здесь будет больше грибов. Ребята, несъедобные грибы не едят люди, но вот гриб мухомор могут есть некоторые животные, например: лоси едят мухоморы и при этом говорят:
- Нет надежнее микстуры:
Съел – и нет температуры.
Лечит коклюш и бронхит,
Съел – и горло не болит!
Грибы в лесу нужны животным, поэтому, когда будете собирать со взрослыми грибы, постарайтесь не навредить лесу.
А сейчас немного отдохнем и пальчиковую гимнастику проведем:
Топ – топ – пять шагов (дети «шагают» пальчиками по ковру).
В туесочке пять грибов. (показ растопыренных пальчиков).
Мухомор красный - Гриб опасный (на каждое двустишие дети должны разгибать по одному пальчику, начиная с большого пальца).
А второй лисичка, Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый. Ешь его смело!
На этом наше занятие закончилось.
Под кустиками, под листиками мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами.
Мы не крикнем вам: «Ау». (Под музыку отправляемся домой).