Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (повторение заданий 4, 7, 8–15, 26)

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Слайд 1

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (4, 7, 8-15, 26).

Задачи урока

  • Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических норм и синтаксических, повторение орфографии, повторение изобразительно-выразительных средств русского языка, совершенствовать навыки правописания, исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ
  • Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения.
  • Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка.

Технологии: педагогика сотрудничества, компьютерная технология, здоровьесберегающая,

Оборудование: карточки; презентация; мультимедийный комплекс, компьютер для демонстрации презентации, сопровождающей этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

II. Повторение орфоэпии

Карточка. Задание 4: расставить в словах ударение (два ученика работают на доске, остальные в индивидуальной карточке) Приложение 1(для учителя)

аэропОрты

плЕсневеть

нефтепровОд

завИдно

вероисповЕдание

срЕдства

партЕр

закУпорить

диспансЕр

докраснА

звонИшь

каталОг

кремЕнь

нАчатый

слИвовый

щавЕль

цепОчка

квартАл

клАла

тОртов

мозаИчный

экспЕрт

баловАть

жалюзИ

еретИк

исчЕрпать

Выставление оценок.

III. Повторение морфологических норм

Задание № 7, направленное на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются всем классом)

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Слайд 2

Любимые ПРОФЕССОРА
ЯРЧЕ солнца
Более ПЯТИСТА миллионов
КРАТЧАЙШИЙ путь
Продажа ВАЛЕНОК

Ответ: пятисот.

Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Слайд 3

пара САПОГ
пара НОСКОВ
салат из ПОМИДОРОВ
занавески из ТЮЛИ

Ответ: тюля Комментарий: тюль - существительное мужского рода.

IV. Повторение заданий, пройденных в 10 классе

Слайд 4.

Задание 9. (Правописание гласных в корнях слов). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

l ВАРИАНТ

1)сжимать, расстилать, пловец
2)косить (траву), обмакнуть (перо), стереть (из памяти)
3)склониться, огорчить, растворить
4)замереть, озарение, предприниматель
5)творение, присмирить (хулигана), подстелить

l ВАРИАНТ

1)замереть, поджигать, равнина
2)перескочить, примерять(костюм), нарастающий (шум)
3)возгорание, начинать, косой (взгляд)
4)зажигательный (танец), отварить (овощи), отраслевой
5)зоревать, отрастить, заблестеть

Слайд 5.

Задание 10. (Правописание приставок, буквы И,Ы после приставок, разделительные Ъ и Ь знаки). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

l ВАРИАНТ

1)дез…нформация, пред…стрия, меж…издательский
2)…дешний, бли…сидящий, бе…вкусный
3)пр…образ, пр…история, зан…веска
4)пр…обрел, пр…вратности (судьбы), пр…вилегия
5)под…ячий, в…юга, п…едестал

ll ВАРИАНТ

1)неб…ющийся, ар…ергард, коп…ё
2)бе…хозный, ра…целовать, и…подволь
3)пр…тихший, пр…небрёг, пр…верженец
4)без…нициативный, под…тожить, без…мянный (герой)
5)р…списной (потолок), пр…видец, с…выв

Слайд 6.

Задание 11. (Правописание суффиксов имён прилагательных, имён существительных, глаголов, наречий). Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

l ВАРИАНТ

1)нищ…та, заплесн…веть
2)юрод…вый, гуттаперч…вый
3)ноч…вка, ухаж…р
4)обессил..ть (от ран), буш…вать
5)повел…вать, помещ…чий

ll ВАРИАНТ

1)нацеж…вая, горош…нка
2)трущ…ба, копч…ности
3)увещ…вать, циркони…вый
4)луж…ца, влюбч….вый
5)кргиз…кий, мартос…кий

Слайд 7.

Задание 12. (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий). Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

l ВАРИАНТ

1)посе..нный, взлеле..в
2)щекоч..щий, противореч..щий
3)обездвиж..нный, колебл..мся
4)раска..вшись, дремл..щий
5)замес..шь (тесто), движ..мый

ll ВАРИАНТ

1)дремл..щий, (они) гон..тся (друг за другом)
2)установл..нный, неуправля..мый
3)(они) шепч..тся, маш..щий (крыльями)
4)брезж…щий (рассвет), выкач…нная (из цистерны нефть)
5)насто..нный, леле..мый

Слайд 8.

Задание 13. (Правописание НЕ и НИ с разными частями речи). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

l ВАРИАНТ

Если вы представите себе во главе армии (НЕ)ОПЫТНЫХ полководцев, но просто одну армию без начальников, то эта армия не смогла бы сделать ничего значительного.

Всё это ни разу не заставило задуматься графиню, которая (НЕ)ДАРОМ пользовалась репутацией умнейшей женщины.

Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей.

В кухне было чисто, но посуда была (НЕ)ПОМЫТА.

Маша (НЕ)ДОСТАВАЛА до высокой оконной ручки - была ещё мала ростом.

ll ВАРИАНТ

Если бы не случайная встреча, Сезария Эвора, возможно, так и осталась бы (НЕ)ИЗВЕСТНОЙ певицей из музыкального бара.

(НЕ)НАЙДЯ поддержки среди своих одноклассников, мы отправились к моему старшему брату.

Щенок (НЕ)СРАЗУ понял, что теперь у него появился дом, но уже довольно скоро освоился и стал верным другом для всех членов семьи.

Новому знакомому Пети было (НЕ)БОЛЬШЕ тринадцати лет, однако рассуждения его были взрослыми не по годам.

Лицо врача, вопреки моим ожиданиям, было далеко (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.

Слайд 9. Ответы. Взаимопроверка.

l ВАРИАНТ
№ 9 - 14
№10 - 25
№ 11 - 134
№12 - 135
№ 13 - недаром

ll ВАРИАНТ
№ 9 - 15
№10 - 124
№ 11 - 1345
№12 - 23
№ 13 - неизвестной

Критерии оценки.

  • 5 - «5»
  • 4 - «4»
  • 3 - «3»
  • 2,1 - «2»

Слайд 10. Черный квадрат. Оценки.

V. Повторение задания № 14

(Правописание производных предлогов, союзов, наречий). Заполнить таблицу. (У доски работают попеременно два ученика)

Комментированное письмо.

Слитно

Раздельно

Через дефис

Вследствие непогоды

В продолжение дня

Всё- таки

Ввиду нездоровья

За тем холмом

По-русски

Говорил насчет охоты

То же величие, что и на картине

По-видимому, вы не правы

Работа шла успешно, притом быстро

Иметь в виду

Во-первых, выучи,
во-вторых, напиши

Вместо сестры

В одиночку

Кое-кто

Пошли, несмотря на дождь

В виде бабочки

Нежданно-негаданно

Впоследствии

Как будто

Точь-в-точь

Шел навстречу друзьям

В заключение концерта

Плодово-ягодный

Нырнул вглубь

В глубь леса

Ярко-зеленый

Наподобие бабочки

В течении реки

Одеться по-зимнему

VII. Повторение задания № 15. (Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи)

Объяснительный диктант. Объяснить правописание -Н- и -НН- в разных частях речи: определить часть речи, распределить слова по столбикам, заполнить таблицу. (У доски работают попеременно три ученика)

Выставление оценок.

См. продолжение статьи