Урок русского языка. Тема урока: «Сочинение с элементами рассуждения». «Мой друг»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, сочинение-рассуждение


Методы: Словесные, наглядные, практические, деятельностные.

Оборудование для учителя (ресурсы): мультимедийная презентация, аудио запись, ключевые (опорные слова) к уроку, словари, экран, проектор, магниты.

Цели урока:

  • формирование умения строить текст с элементами рассуждения;
  • формирование умения планировать рассуждения;
  • формирование умения пользоваться средствами связи в рассуждении.

Термины и понятия: друг, дружба, интересы, сочинение, план сочинения, заголовок, вступление, основная часть, заключение, красная строка, орфограммы.

Предметные УУД:

излагать в письменной форме собственные мысли на заданную тему и раскрывать ее;
составлять план сочинения с помощью учителя;
составлять и самостоятельно записывать сочинение по плану.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

  • создать у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность;
  • обеспечить мотивацию учащимися учебно-познавательной деятельности.

- Доброе утро, ребята!

- Каждое моё утро начинается со звонка, но не школьного звонка, а звонка будильника. Он еще ни разу меня не подводил, часы идут точно и правильно.

- А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

- Так и ваши знания состоят из деталей, каждый урок вы узнаете больше и больше. И процесс познания не остановиться до тех пор, пока у вас есть желание учиться.

- Что бы вы хотели пожелать своим друзьям, одноклассникам, гостям на этот урок или целый день?

- Я вижу улыбки на ваших лицах. Уверена, что у вас все получится, мы начинаем.

II. Актуализация опыта и знаний учащихся

Цель этапа: создать условия для воспроизведения учащимися учебного материала, необходимого для достижения учебной цели урока.

1. Запись на доске: дружба, дружить, дружелюбный, подружиться, друг, подруга, дружеский.

- Какие это слова?

- На какие группы можно разбить эти слова?

- Выпишите имена существительные.

- Над какой темой будем работать?

- Прочитайте, какое задание мы будем выполнять?

(Написать сочинение «Мой друг», «Моя подруга»)

- На какие вопросы вы должны ответить в своем сочинении?

- Что мы сейчас определяли? (главную мысль).

2. Работа со словарём С.И. Ожегова «Толковый словарь русского языка»

- Найдите в словаре и зачитайте значение слова дружба?

(Дружба близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).

- А кто слышал такое выражение верный друг?

- А как вы понимаете слово верность?

- Найдите в словаре и зачитайте значение слова верность?

(Верность – надёжность, прочность, преданность, стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, исполнении своих обязанностей)

3. Эмоциональная речевая разминка

Прочитайте выразительно пословицу «Друг познается в беде».

Читаем пословицу 3 раза, сначала выделяем голосом слово «друг», потом выделяем голосом слово «познается», далее – «в беде».

Найдите все орфограммы. Спишите, подчеркните орфограммы.

- Объясните смысл пословицы.

Друг должен быть с тобой не только в радости, но и в горе. Настоящий друг всегда приходит на помощь.

4. Работа с пословицами в группах. (Задания группам см. в Приложении 1)

Проверка работы осуществляется по группам. Сначала заслушивается ответ, а потом просматривается с помощью презентации. (Приложение 2)

1 группа

Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

У каждого человека должен быть друг, которым нужно дорожить.

2 группа

Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.

  • У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

Лишняя, это пословица о трусости и страхе. Когда человек боится, ему многое кажется, а что на самом деле происходит, он не видит.

- Вы знаете, что такое «плошка»?

Плошка – это круглый, низкий, широкий сосуд, чаще глиняный.

3 группа

Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.

  • Друг денег дороже.

4 группа

Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Каждый человек в течение жизни находит новых друзей, но он не должен забывать старых.

5 группа

Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.

  • Внешний лед обманчив, а новый друг не надежен.

Не нужно доверять свои секреты случайному знакомому, он может и обмануть.

- Назовите те четы характера человека, которые нравятся.

Подготовка к основному этапу деятельности.

На доске запись: Честный, капризный, мрачный, сердитый, хвастливый, решительный, настойчивый, добрый, смелый, справедливый, скромный, заботливый, любознательный, заносчивый, трудолюбивый, задиристый, веселый, отзывчивый и т.д.

- На сколько групп можно разбить эти слова?

5. Работа над структурой текста

- Какие части обязательно будут в сочинении?

(Вступление, основная часть, заключение)

- Что напишите в первой части?

(Назовем своего друга или подругу)

- Что напишите в основной части?

Особенности внешнего вида, назовите черты характера, которые характеризуют вашего товарища.

Подтвердить примерами из жизни, которые доказывают преданность дружбе.

- Какими словами вы закончите сочинение?

- Передайте свое отношение к другу.

- Я считаю…

- Мой друг самый…

- Я счастлив, что у меня есть такой друг

6. Написание текста и проверка сочинения

- Вы прослушали сочинения.

- Действительно ли у них есть настоящий друг?

- Проверьте еще раз грамотность написанного. Можно обратиться к соседу с вопросами, если сомневаетесь в написании какого-либо слова. Найдите это слово в орфографическом словаре.

7. Подведение итогов урока

Но как этот урок прошел для каждого из вас?

- Прочитай и продолжи фразы.

- Я похвалил бы себя…

- Особенно мне понравилось…

- После урока мне захотелось…

- Сегодня мне удалось…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…