Методы: Словесные, наглядные, практические, деятельностные.
Оборудование для учителя (ресурсы): мультимедийная презентация, аудио запись, ключевые (опорные слова) к уроку, словари, экран, проектор, магниты.
Цели урока:
- формирование умения строить текст с элементами рассуждения;
- формирование умения планировать рассуждения;
- формирование умения пользоваться средствами связи в рассуждении.
Термины и понятия: друг, дружба, интересы, сочинение, план сочинения, заголовок, вступление, основная часть, заключение, красная строка, орфограммы.
Предметные УУД:
излагать в письменной форме собственные мысли на заданную тему и раскрывать ее;
составлять план сочинения с помощью учителя;
составлять и самостоятельно записывать сочинение по плану.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
- создать у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность;
- обеспечить мотивацию учащимися учебно-познавательной деятельности.
- Доброе утро, ребята!
- Каждое моё утро начинается со звонка, но не школьного звонка, а звонка будильника. Он еще ни разу меня не подводил, часы идут точно и правильно.
- А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?
- Так и ваши знания состоят из деталей, каждый урок вы узнаете больше и больше. И процесс познания не остановиться до тех пор, пока у вас есть желание учиться.
- Что бы вы хотели пожелать своим друзьям, одноклассникам, гостям на этот урок или целый день?
- Я вижу улыбки на ваших лицах. Уверена, что у вас все получится, мы начинаем.
II. Актуализация опыта и знаний учащихся
Цель этапа: создать условия для воспроизведения учащимися учебного материала, необходимого для достижения учебной цели урока.
1. Запись на доске: дружба, дружить, дружелюбный, подружиться, друг, подруга, дружеский.
- Какие это слова?
- На какие группы можно разбить эти слова?
- Выпишите имена существительные.
- Над какой темой будем работать?
- Прочитайте, какое задание мы будем выполнять?
(Написать сочинение «Мой друг», «Моя подруга»)
- На какие вопросы вы должны ответить в своем сочинении?
- Что мы сейчас определяли? (главную мысль).
2. Работа со словарём С.И. Ожегова «Толковый словарь русского языка»
- Найдите в словаре и зачитайте значение слова дружба?
(Дружба близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).
- А кто слышал такое выражение верный друг?
- А как вы понимаете слово верность?
- Найдите в словаре и зачитайте значение слова верность?
(Верность – надёжность, прочность, преданность, стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, исполнении своих обязанностей)
3. Эмоциональная речевая разминка
Прочитайте выразительно пословицу «Друг познается в беде».
Читаем пословицу 3 раза, сначала выделяем голосом слово «друг», потом выделяем голосом слово «познается», далее – «в беде».
Найдите все орфограммы. Спишите, подчеркните орфограммы.
- Объясните смысл пословицы.
Друг должен быть с тобой не только в радости, но и в горе. Настоящий друг всегда приходит на помощь.
4. Работа с пословицами в группах. (Задания группам см. в Приложении 1)
Проверка работы осуществляется по группам. Сначала заслушивается ответ, а потом просматривается с помощью презентации. (Приложение 2)
1 группа
Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
У каждого человека должен быть друг, которым нужно дорожить.
2 группа
Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.
- У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
Лишняя, это пословица о трусости и страхе. Когда человек боится, ему многое кажется, а что на самом деле происходит, он не видит.
- Вы знаете, что такое «плошка»?
Плошка – это круглый, низкий, широкий сосуд, чаще глиняный.
3 группа
Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.
- Друг денег дороже.
4 группа
Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.
- Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Каждый человек в течение жизни находит новых друзей, но он не должен забывать старых.
5 группа
Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.
- Внешний лед обманчив, а новый друг не надежен.
Не нужно доверять свои секреты случайному знакомому, он может и обмануть.
- Назовите те четы характера человека, которые нравятся.
Подготовка к основному этапу деятельности.
На доске запись: Честный, капризный, мрачный, сердитый, хвастливый, решительный, настойчивый, добрый, смелый, справедливый, скромный, заботливый, любознательный, заносчивый, трудолюбивый, задиристый, веселый, отзывчивый и т.д.
- На сколько групп можно разбить эти слова?
5. Работа над структурой текста
- Какие части обязательно будут в сочинении?
(Вступление, основная часть, заключение)
- Что напишите в первой части?
(Назовем своего друга или подругу)
- Что напишите в основной части?
Особенности внешнего вида, назовите черты характера, которые характеризуют вашего товарища.
Подтвердить примерами из жизни, которые доказывают преданность дружбе.
- Какими словами вы закончите сочинение?
- Передайте свое отношение к другу.
- Я считаю…
- Мой друг самый…
- Я счастлив, что у меня есть такой друг
6. Написание текста и проверка сочинения
- Вы прослушали сочинения.
- Действительно ли у них есть настоящий друг?
- Проверьте еще раз грамотность написанного. Можно обратиться к соседу с вопросами, если сомневаетесь в написании какого-либо слова. Найдите это слово в орфографическом словаре.
7. Подведение итогов урока
Но как этот урок прошел для каждого из вас?
- Прочитай и продолжи фразы.
- Я похвалил бы себя…
- Особенно мне понравилось…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня мне удалось…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…