Технологическая карта
1. Дидактическое обоснование (средства):
- Максим Горький «Жил-был самовар», художник: Гармыза Л., М.:, 1985.- 64 с.;
- Корней Чуковский «Муха-Цокотуха», художники: Н.Трепенок, С.Бордюг, изд-во АСТ;
- Даниил Хармс «Иван-Иваныч Самовар», издательство ассоциация «Игрушка», 1990 г.
2. Участники: обучающиеся 3 «А» класса (7 человек).
3. Предметная область: «Литературный цикл».
4. Предмет: «Литературное чтение».
5. Тема классного часа: «Русский самовар».
6. Цели деятельности педагога: приобщение детей к истокам русской культуры и быта через показ уникальности русского чаепития, связанного с самоваром, семейных обычаях гостеприимства для сохранения народных традиций.
7. Тип мероприятия: закрепление и открытие нового знания.
8. Планируемые результаты:
Предметные: расширят представления о самоваре как о предмете народного быта, пополнят знания о русском гостеприимстве, а также закрепят и пополнят словарь (самовар, традиция, чаепитие, культура, поведение за столом во время чаепития, выпечка и др.).
Метапредметные.
- Регулятивные: – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в литературном материале в сотрудничестве (в том числе вербальном) с учителем.
- Познавательные – с помощью учителя выделять общее и осмысливать главное.
- Логические – выделять отличительные особенности традиций гостеприимства на Руси, роли в жизни русского человека самовара как объекта для наблюдения, изучения, исследования.
- Коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками в продолжительности всего классного часа.
Личностные: самоопределение – проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного материала. Развивать наблюдательность, внимательность.
Коррекционные: осуществлять развитие речи на слуховой, зрительной и слухозрительной основе. Формировать умение воспринимать материал с опорой на слуховой самоконтроль. (Различать на слух стадию закипания воды в самоваре в текущий момент, слайд №10).
9. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, иллюстративный материал с изображением самоваров различной формы, презентация 16 слайдов, раздаточный материал с изображением самовара для раскрашивания, индивидуальные слуховые аппараты, сушки, самовар, чашки, блюдца, маленькие ложечки, картинки с изображением улыбки в качестве сюрприза.
10. Формы организации познавательной деятельности учащихся по технологии В.К.Дьяченко: парная – «учитель-ученик», «ученик-ученик», групповая – «учитель-ученики», фронтальная «учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всех воспитанников».
11. Предварительная работа:
- работа в школьной библиотеке;
- чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»;
- разучивание танцевальных движений;
- рассматривание самовара;
- лепка из солёного теста сушек, пирогов, баранок;
- прослушивание аудио и видео записей «Пых-пых», «Самовар – самоварище»;
- досуг, посвящённый празднику Масленица;
- создание выставки совместно с родителями по теме «Самоварчик, самовар, самоварище…»;
- прослушивание и разучивание пословиц, поговорок, стихов о самоварах и чаепитии.
Технологическая карта внеклассного мероприятия по ФГОС НОО — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображённой в этапах мероприятия. Её использование даёт возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника.
Этапы |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
I |
Организационно-мотивационный |
Представляет наглядный материал с речевым сопровождением, |
Слушают учителя, распознают на слух речевой материал, выражают готовность к восприятию материала |
Личностные: управляют своим настроением, выражают положительные эмоции |
Организованность к учебной деятельности, готовности к взаимодействию |
|
Дыхательная физминутка «Пых-пых, тумба-тумба, русский самовар» |
Показывает образец, сопровождает дактилированием |
Ориентируются на показ, считывают с экрана речевой материал, хором проговаривают |
Метапредметные: |
Создание позитивного настроения |
II |
Актуализация субъективного опыта. Восприятие речевого материала |
Описывает процесс чаепития через представление наглядного материала |
Осознают, понимают и принимают наглядно-вербальную информацию |
Личностные: |
Воспитание умения адекватно воспринимать новую информацию, формирование зрительной, слуховой памяти |
III |
Использование и применение полученных ранее знаний (слуховых), представление новых |
Активизирует деятельность для закрепления полученных ранее знаний, а также для получения новых знаний |
Воспринимают наглядный материал на слухоречевой основе. Дифференцируют материал.. Закрепляют материал через основной метод – сравнение |
Регулятивные: различают, распознают и опознают речевые и неречевые звуки (звуки кипящей воды) |
Закрепление опорных знаний. |
|
Игры-упражнения на РСВ: «Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар кипит, самовар бурлит…». |
Активизирует и развивает слухозрительное восприятие, организует процесс познания окружающего мира звуков |
Воспринимают материал на слухозрительной основе, эмоционально реагируют на наглядный материал |
Предметные: определяют и различают понятия: шум кипящей воды |
Развитие органов чувств (зрение, слух), закрепление выражений речевого этикета |
|
Предметно-практическая работа с картинками «Самовар и его формы» |
Направляет внимание детей к элементарному диалогу |
Принимают участие в диалоге, закрепляют понятия |
Познавательные: |
закрепляют элементарные математические понятия о формах и размерах |
IV |
Мыслительная пауза (загадки о самоваре) |
Представляет речевой материал с дальнейшим подкреплением наглядности |
Внимательно слушают, отвечают, сравнивают |
Коммуникативные: адекватно оценивают собственное ответы, мнение товарищей |
Воспитание готовности и способности к саморазвитию, мыслительным процессам |
V |
Закрепление материала – процесса чаепития: «Правила поведения за столом» |
Активизирует к взаимодействию. Стимулирует к восприятию и пониманию элементарных правил поведения |
Проявляют готовность мыслительной к деятельности. Воспринимают речевую информацию с экрана |
Познавательные: |
Воспитание ответственного, чуткого, душевного отношения к окружающим |
|
Игровое упражнение ППД «Выбери самовар и раскрась» |
Предлагает сравнить, сделать вывод |
Применяют метод сравнения |
Познавательные: выделяют общие признаки самовара, конструкцию, его особенности |
Развитие наблюдательности, внимательности |
VI |
Рефлексия |
Стимулирует умение выражать благодарность через сюрпризный момент |
Принимают подарок – улыбку, благодарят выражением речевого этикета |
Коммуникативные: вербально взаимодействуют, сотрудничают с учителем |
Контроль за результатом речевой деятельности |
VII |
Итог классного часа |
Выражает благодарность за работу на уроке, предлагает материал для предметной деятельности |
Принимают информацию, выражают готовность к озвучиванию своей деятельности |
Коррекционные: распознают речевой материал на слухозрительной основе, пользуются элементарной отражённой речью |
Личная ответственность за результат предметно-практической деятельности |
Конспект классного часа
I. Этап организационно-мотивационный
(Слайды №1, 2, 3, 4)
У.: - Само-само-самовар на столе красуется (Показ иллюстрации на интерактивной доске)
Дышит так, что виден пар, дед всё им любуется. (Показ иллюстрации)
Сапогом его качай, ох, как разгорается! (Показ иллюстрации)
Само-самоварит чай, жаром обливается. (Показ иллюстрации)
Пых-пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (Показ иллюстрации)
Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (Показ иллюстрации)
Ребята, скажите дружно, вместе, о чём я прочитала стихотворение? (Слайд №5)
У.: - Ребята, посмотрите внимательно, что здесь изображено?
Д.: Самовары. (Считывают с экрана хором)
У.: - Почему все самовары разные? (Произвольные высказывания детей)
(Слайд №6) Речевая физминутка «Пых-пых, тумба-тумба, русский самовар»
Пых-пых, ар, принесли мы самовар.
Буль-буль, ар, разогрели самовар.
Тумба-тумба, ар, закипел наш самовар.
II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Описание процесса чаепития, знакомятся с процессом принятия чая, элементами гостеприимства на Руси
(Слайд №7)
У.: - Самовар появился именно в России. Изобрели и изготовили первый самовар в городе Тула, более 300 лет назад. Он всегда был украшением дома, был очень важным. А почему? Потому что самовар выполнял ответственную работу – кипятил воду. Если в доме на столе стоял самовар, значит, в доме был достаток и благополучие.
Валерия Иванова: - Самовар кипит, самовар поет, в нём вода бурлит, разговор ведёт.
До чего ж хорош наш душистый чай! Веселей смотри, да гостей встречай!
(Слайд №8)
У.: - Скажу вам по секрету, самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником! Краник открывается, чай наливается! Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала.
Елизавета Куликовская: - Само-само-самовар на столе красуется. Дышит так, что виден пар, мама им любуется.
У.: - Ребята, если самовар закипел, как называется кипящая вода? (Ответ детей). Правильно, вода очень горячая. А трогать руками самовар с кипящей водой можно? (Произвольные ответы детей). Запомните! Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Для растопки годились любые щепочки, палочки и даже шишки. У многих людей и сегодня есть самовары дома. Правда, это уже не те самовары, которые надо топить щепочками, да шишками, а электрические. Многие хозяйки украшают свой дом самоварами. У кого дама есть самовар?
III. Этап использования и применения полученных ранее знаний (слуховых), представление новых – звуки кипящей воды в самоваре
(Слайд №9)
Игра-упражнение: «Самовар кипит – уходить не велит»)
У.: - Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Делали на самоварах и надписи: «Самовар кипит - уходить не велит»?«Где естьсамовар, там и под елью рай». Чем богаче семья, тем больше украшений было на самоваре. Какими волшебными словами встречали и провожали гостей после чаепития? (Речевой этикет, при затруднении считывают с речевых карточек)
Д.: - Угощайтесь, пожалуйста. Будьте любезны, откушайте чаю! Пожалуйте за стол!
(Слайд №10)
Игра-упражнение: «Самовар кипит, самовар бурлит…»
У.: - Ребята, послушайте, как умеет разговаривать самовар. (Дети садятся за парты, слушают звуки закипающей и кипящей воды, вспоминают похожие звуки кипящей воды, сравнивают, опираясь на жизненный опыт).
(Слайд №11)
Работа с интерактивной доской. Восприятие сказки «Самовар». Автор М.Горький. Слуховая работа
«Было это летней ночью на даче. В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая: Замечаете ли, чайник, что луна чрезвычайно в самовар влюблена? Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало - вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков. Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, - вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его: На тебя луна смотрит свысока, как на чудака, - от тебе и - на!...»
(Слайд №12)
Работа с картинками «Самовар и его формы»
У.: - Ребята, вам понравилась сказка? Посмотрите, какие по форме бывают самовары?
Д.: - Самовар похож на банку, вазу, рюмку, шар, яйцо, грушу.
IV. Мыслительная пауза (загадки о самоваре)
(Слайд №13)
У.: - Хочу спросить у вас, вы загадки любите? Тогда поиграем «Загадаю - отгадай».
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар, показ картинки)
Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода. (Самовар, показ картинки)
У носатого, у Фоки постоянно руки в боки. (Самовар, показ картинки)
Стоит толстячок, блестит бочок. (Самовар, показ картинки)
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар, показ картинки)
Молодцы, всё правильно это самовар. (Хоровое считывание с экрана)
V. Этап закрепления материала – процесса чаепития: «Правила поведения за столом»
(Слайд №14)
У.: - Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
У.: - А вы знаете, как ласково называли в старину стол? Раньше стол называли «Божья ладонь» или «Сердце матери», т.к. стол «заботился» обо всех, «старался» накормить каждого. В традициях русского народа заложены и правила поведения за столом. Давайте вспомним их. (Дети высказывают свои предположения, при затруднении считывают материал с речевых карточек)
- Неприлично стучать по столу ложкой или рукой.
- Бестактно класть локти на стол.
- Не позволительно болтать ногами;
- Стыдно громко чавкать;
- Оскорбительно ругать еду, напитки, которые подаёт хозяйка на стол.
У.: - Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее. В старину, если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. Ели раньше из общей миски (блюда). Каждый брал угощение в свой черёд – по старшинству, то есть сначала брали старшие, затем - младшие. Верили, что это приведёт к миру и согласию в доме.
(Слайд №15)
Игровое упражнение «Выбери самовар и раскрась»
У.: - Ребята, посмотрите, какие красивые самовары! Выберите тот, который вам приглянулся. Представьте, вот у вас дома стоит на столе красивый самовар. Кого вы пригласите на чаепитие? Чем будете угощать гостей? Какие вежливые слова будете говорить во время беседы? (Произвольные ответы детей)
VI. Рефлексия
У.: - Ребята, вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? Вы все задания выполняли с желанием? Кто испытывал трудности? (Произвольные ответы детей, вербальное решение проблемы при возникновении). У меня для вас есть подарок – это улыбка. Я дарю вам улыбку, говорю всем спасибо за работу.
VII. Итог
У.: - Вы сегодня славно потрудились! Спасибо за работу! Выполните практическое задание – раскрасьте самовар, выучите одну пословицу, поговорку и загадку о самоваре. Информацию искать можно в библиотеке, Интернете. Желаю творческих успехов.