Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: художественно-творческий.
Место проведения: СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево, Самарской области.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 10 человек.
Возраст детей: 3 года.
Форма проведения: групповая.
Цель проекта: формировать у детей художественно-эстетическое развитие через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской (наблюдения, дидактические игры), коммуникативной (беседы, сравнения, рассуждения), чтение художественной литературы, музыкальной (прослушивание музыкального произведения), изобразительной и двигательной деятельности.
Задачи проекта:
- Помочь детям понять содержание сказок, побуждать их проговаривать слова и фразы из произведения;
- Формировать художественно-эстетическое развитие;
- Развивать речь, обогащать словарный запас;
- Формировать у детей интерес к художественному творчеству;
- Развивать эмоциональный отклик на любимое произведение, мелкую моторику рук, творческие способности.
- Расширять представления об окружающем мире;
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Цель педагогическая: Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности, посредством участия в создании персонажей к сказкам «Колобок» и «Теремок» из пластичной массы для лепки.
Цель детская: Познакомится с содержанием сказок «Теремок» и «Колобок».
Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие художественно-творческих способностей, познавательной активности детей, организацию совместной, поисково-исследовательской деятельности детей в ходе создания персонажей к сказкам. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, активизации словаря и творческих способностей ребенка.
Ожидаемые результаты:
дети:
- проявляют интерес к освоению окружающего пространства;
- осознают взаимосвязь всего живого в природе, знакомится с правилами поведения в природе;
- возрастает речевая активность, расширяется словарный запас;
- повысится мотивация к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у ребенка;
родители:
- обогащают родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы, рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы (восприятие), заучивание стихов, песен и отгадывание загадок, театрализованной деятельности;
- наблюдение во время совместной творческой деятельности;
- НОД (лепка, рисование, конструирование).
Продукт проекта: Создание персонажей к сказкам «Колобок» и «Теремок» выполненные из пластичной массы для лепки.
Проблема (педагогическая): Создать условия для реализации творческого потенциала детей через освоения новых способов деятельности, посредством участия в создании персонажей к сказкам: «Колобок» и «Теремок».
Проблема, сформулированная ребенком: больше узнать о сказках, слепить героев к сказкам из мягкого пластилина.
Актуальность
Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. Благодаря нашей доброте и мастерству, каждый день ребенка в детском саду превращается в день радости и счастья. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, а так же накапливают опыт практического освоения окружающего пространства.
В связи с этим, актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное создание с детьми героев сказок будет способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей у детей, стимулировать его речевое развитие, так как в ходе знакомства со сказками и создания героев к ним дети будут отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, создавать общий продукт.
Гипотеза
Если дети познакомятся с произведением сказок, нарисуют иллюстрации к произведению, примут участие в создании персонажей к сказкам «Теремок» и «Колобок», то у них расширятся представления о сказках, будут развиваться творческие способности.
Форма презентации: Создание персонажей к сказкам «Теремок» и «Колобок» из пластичной массы для лепки.
План действий
1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности.
Модель трех вопросов
Что мы знаем о сказке? |
Что мы хотим узнать? |
Что нужно сделать, |
Сказка учит тому, что справедливость одерживает верх, не смотря ни на что. |
Что такое сказка ? Как можно сделать героев к сказкам? |
Можно узнать в детской энциклопедии. |
2. Планирование совместной деятельности с детьми, определение средств и способов реализации проекта.
3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
4. Обсуждение результатов.
5. Определение перспектив проектирования.
Реализация проекта
На первом этапе реализации проекта был проведен опрос детей по теме «Русские народные сказки». Который показал, что дети недостаточно информированы о том, что такое сказка, какие бывают сказки, не знают о взаимосвязи всего живого в природе, о правилах поведения в природе. Вначале работы над проектом была использована «модель трех вопросов»:
- Что мы знаем о сказке?
- Что мы хотим узнать?
- Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Результат: совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности – создание персонажей к сказкам.
На втором этапе познакомили детей с русскими народными сказками «Теремок», «Колобок». В ходе проекта мы познакомили детей с иллюстрациями и сюжетными картинками по этой теме.
С большим удовольствием дети разучивали песенку колобка.
Проводили комплекс утренней гимнастики «Веселые колобки», играли в дидактические игры: «Угадай чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Один-много», «Собери картинку», в подвижные игры «Догони колобка», «Пройди по дорожке».
Разучивали пальчиковую гимнастику «Тесто ручками помнем, колобков мы испечем». Пересказывали сказки с использованием наглядного материала. Вместе с ними рассуждали и отвечали на вопросы: Что такое «сказка»? Чему учит сказка? Почему нельзя нарушать правила поведения? Дети учились высказывать свое мнение. Рассказывали сказку с детьми с использованием кукольного, настольного театра.
Неизгладимое впечатление оставил просмотр сказки по интернету. Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание иллюстраций, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, рисование дорожек, лепка колобка помогли сформировать у детей представления о сказках.
Результат: В результате проделанной работы был намечен продукт деятельности – создание персонажей к сказкам «Теремок» и «Колобок».
На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей познавательных навыков в непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: рисования (рисовали дорожку для колобка), лепки (лепили колобков и персонажей сказок и отдельных сюжетов из пластичной массы для лепки). На занятиях по конструированию дети с увлечением строили дом из крупного и мелкого конструктора.
В результате НОД у детей обогатился словарный (пассивный и активный) запас, расширился кругозор, развились сенсорные навыки и мелкая моторика рук.
Результат: На этом этапе научились выделять главное в содержании, планировать свои действия.
На четвертом обобщающем этапе большое внимание было уделено изготовлению персонажей к сказкам, дети помогали выполнять персонажей к сказкам из пластичной массы для лепки. С большим увлечением дети отрывали небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывали из них небольшие шарики, а цветы успешно приклеивали на подготовленный заранее фон, шарики выкладывали на поверхность основы и немного прижимали пальцем.
Результат: На этом этапе дети научились вычленять главное в содержании, планировать свои действия. В результате у детей сформировались представления о сказках, способах изображения героев сказки, выполнении персонажей из пластичной массы для лепки.
На пятом этапе в качестве итогового мероприятия для родителей была организована выставка персонажей по сказкам «Теремок» и «Колобок» из пластичной массы для лепки.
Считаем, что реализация данного проекта имеет огромное значение для развития художественно-творческих способностей детей. В результате проведения мероприятий по реализации проекта, дети с удовольствием принимали участие в различных играх, помогали пересказывать сказки, проговаривали текст сказки, пели песенки.
Схема реализации проекта
№ |
Формы работы |
Задачи |
Срок |
Время в режиме дня |
Место прове |
||
I этап – Проблематизация, выбор темы |
|||||||
1 |
Проблемная ситуация: |
Создать условия для осознания детьми поставленной проблемы, принятия задач реализации. |
1 день |
утро |
Группа |
||
II этап - Подготовительный |
|||||||
2 |
Знакомство с русскими народными сказками «Теремок», «Колобок».
|
Расширить представления детей о русских народных сказках. |
1 неделя |
В утренние и вечерние часы |
Группа |
||
3 |
Чтение художественной литературы: |
Познакомить детей с русскими народными сказками |
1 неделя |
НОД, |
Семья |
||
|
Использование изобразительной деятельности: |
Развивать способность к сотрудничеству и совместной работе в подгруппе. |
1 неделя |
НОД, |
группа |
||
3 |
1.Речевые игры и упражнения; |
Развитие речевых, игровых, познавательных способностей |
2 недели |
I и II половина дня |
Группа |
||
|
Обогащение предметно-развивающей среды в группе. |
Закреплять интерес у детей к русским народным сказкам |
1 неделя |
I и II половина дня |
Группа |
||
4 |
Просмотр сказок «Колобок» и «Теремок» в Интернете |
Познакомить детей со сказкой |
1 день |
вечер |
Семья |
||
4 |
Рассматривание иллюстраций к сказкам |
Расширять представления детей о сказках, знакомить детей с русскими народными сказками. |
1 день |
В утренние и вечерние часы |
Группа |
||
5 |
Экскурсия в театральную студию детского сада |
Познакомить детей с атрибутами сказки |
1 день |
вечер |
Детский сад |
||
6 |
Беседы с родителями, консультирование по теме проекта. |
Формирование у родителей мотивации для поисковой деятельности. |
1 неделя |
вечер |
Группа |
||
III этап – Исследовательский (реализация плана проекта) |
|||||||
1 |
1.Изготовление персонажей к сказкам «Теремок» и «Колобок» |
Привлечь детей к созданию персонажей к сказкам |
1 неделя |
Утро, |
группа |
||
2 |
Прослушивание и разучивание песенок, музыкальных произведений к сказкам |
Приобщить детей к музыкальному искусству |
2 недели |
НОД, |
Группа |
||
3 |
Подвижные игры «Доползи до колобка», «Догони колобка», «Заинька поскачи». |
Развивать двигательную активность детей |
1 неделя |
Утро, |
Группа |
||
IV этап - Обобщающий |
|||||||
1 |
Создание персонажей к сказкам с помощью родителей и педагога из пластичной массы для лепки. |
Мотивировать детей к действиям по созданию персонажей к сказкам |
2 дня |
Утро, |
Группа |
||
V этап - Презентационный |
|||||||
1 |
Презентация проекта. Показ родителям. |
Формировать у детей способность презентовать продукт совместной проектной деятельности. |
1 день |
2 половина дня |
Группа |
Перспективы развития проекта: Результатом может быть продолжение сказки или создание новой сказки на основе контаминаций (соединений) нескольких произведений.