«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб,
с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы,
а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные,
внося тем самым огромную ясность в наше сознание
и после полного их уточнения повысить до ясных понятий»
(И.Г. Песталоцци)
Мы, учителя химии и биологии, работая в химико-биологических классах, имеем опыт в преподавании интегрированных занятий на базе медицинского класса, хотим поделиться опытом работы по данной теме.
Интеграция в педагогике - это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования. [7]. Работая в профильных классах, нельзя не использовать способ метапредметных связей, поэтому проводим интеграцию с целью формирования целостной естественнонаучной картины мира.
Интеграция естественнонаучных дисциплин позволяет:
- снизить вероятность субъективного подхода в определении предметной емкости учебных тем;
- сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов;
- осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи;
- формировать познавательные интересы учащихся средствами различных учебных предметов;
- осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
- изучать важнейшие мировоззренческие проблемы средствами различных предметов и др [8 - 10].
В педагогике и методике преподавания различных предметов выделяют ряд уровней интеграции.
Внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов. В рамках данного уровня осуществляется систематизация знаний внутри определенной дисциплины - переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня направлена на объединение материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
Межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и двух и более дисциплин. Проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящих выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Это высший уровень интеграции. Он может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей общего образования с содержанием образования, получаемого детьми вне школы [8; 10].
В статье рассматриваем способы реализации межпредметной интеграции. К ним мы относим:
- осуществление межпредметных связей;
- проведение интегрированных уроков;
- разработка интегрированных внеклассных мероприятий.
Начнем рассматривать межпредметную интерацию с межпредметных связей. С позиций целостности образовательной деятельности, как показывает наш опыт, межпредметные связи функционируют на нескольких уровнях:
- содержательные (фактические, понятийные, теоретические);
- операционные (развитие речи, работа с информацией и другие метапредметные действия);
- методические (целенаправленное использование определенных методов обучения: репродуктивных, поисковых, творческих и др.);
- организационные (эпизодичность, системность, преемственность в работе по обеспечению межпредметных связей) [8; 9].
Как показывают наблюдения и наш педагогический опыт, наиболее результативными методами и приемами осуществления межпредметных связей выступают: эвристическая беседа; беседы обобщающего плана, лабораторные и практические работы, создание проблемных ситуаций и способов выхода из них, использование электронных образовательных ресурсов, наглядные методы обучения; самостоятельная работа; экскурсии в «Стоматологический центр» - 2, «Центр здоровья» - 4. Участие учащихся МБОУ «СОШ №39 имени Петра Николаевича Самусенко» в «Молодежном форуме» - 1, «Симпозиуме врачей» - 3, проводимых в городе Братске и представление опыта исследовательской работы в профильных классах московским коллегам на семинаре с темой «Из опыта работы с обучающимися в медицинских классах».
Остановимся на способе реализации межпредметной интеграции - интегрированном уроке. Он проводится для более полного понимания общей картины естественнонаучного развития природы при сходной теме по биологии и химии. При этом происходит не только экономия времени, но усиливается яркость и четкость более полного восприятия материала.
Интегрированные уроки выявляют противоречия в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках, демонстрируют более широкое поле проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предметов.
Интегрированный урок, как показывает педагогическая практика, обладает рядом возможностей. Проведение интегрированных уроков способствует реализации важнейшего принципа дидактики - принципа системности обучения, повышению уровня знаний учащихся по предмету, развитию мышления учащихся (способности к абстрагированию, умению выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение), развитию системного мировоззрения и др.
В школьной практике обычно проводятся два вида интегрированных уроков.
Межпредметный урок - изучаемый материал иллюстрируется сведениями из других дисциплин. При этом обеспечивается синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких дисциплин, которые разделены по времени. Межпредметное занятие, как правило, ведет один учитель. Например, в курсе биологии 10 класса при изучении тем, связанных с биологически важнейшими органическими веществами (липидами, углеводами, белками, нуклеиновыми кислотами), обязательна опора на химические знания о строении и свойствах этих соединений. В итоге в курсе биологии должна быть реализована следующая логическая схема: строение веществ,свойства веществ, биологические функции веществ.
Бинарный урок - тема рассматривается с различных точек зрения средствами двух, или нескольких предметов. Особенностью такого урока является то, что изложение материала одного предмета находит продолжение в другом. При бинарном занятии межпредметные связи реализуются в процессе преподавания предметов одной образовательной области. Например, в том же курсе биологии 10-го класса при изучении темы «Аминокислоты. Белки» возможно и даже необходимо совместное проведение урока учителями химии и биологии, так как без понимания особенностей строения молекул аминокислот, невозможно понимание их уникальных свойств и биологических функций, выполняемых в жизни существования белковых тел.
Применяем интегрированные мероприятия во внеурочной деятельности. Например: 5- турнир «Юный медик», 6 - интеллектуальный конкурс «Что? Где? Когда?», 7- конкурс «Юный спасатель », 8 - интеллектуальный конкурс «Эрудит» и другие.
Следует напомнить об элективных курсах интегрированного характера. Примером таких курсов является «Молекулярная генетика» для 10 класса.
Большая работа по интеграции метапредметных связей дает свои результаты: наши учащиеся профильных классов участвуют в различных международных, всероссийских, региональных, муниципальных олимпиадах, конкурсах и являются победителями и призерами данных проводимых мероприятий (9,10 – результативность).
Интеграция химии и биологии помогает профессиональной самореализации и самоопределению учащихся старших классов через урочную и внеурочную деятельность.
Острая нехватка работников медицинских специальностей в учреждениях здравоохранения заставляет искать действенные формы работы с молодежью, привлекая ее в ряды специалистов города Братска.
Наши выпускники – наша гордость, они учатся и работают не только в городе Братске, но и во всех уголках необъятной России!
На протяжении всего периода работы мы постоянно занимаемся профориентационной урочной и внеурочнной деятельностью. Школа гордится славными выпускниками, которые получили образование в престижных ВУЗах нашей страны: Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, Иркутский государственный медицинский университет, Сибирский Федеральный университет, Красноярский Государственный медицинский университет, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия и другие ВУЗы. Получили прекрасные профессии и стали отличными специалистами - 11.
Проблемами реализации межпредметной интеграции являются - отсутствие временного и межпредметного согласования между программами и учебниками, несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке понятий при обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов, затруднения учителей в грамотном применении знаний из других предметов и др.
Как показывают наблюдения и наш собственный педагогический опыт, способами решения проблем интеграции естественнонаучных дисциплин могут стать:
- разработка методических рекомендаций для учителей различных предметов по осуществлению межпредметных связей между естественнонаучными дисциплинами;
- разработка межпредметных элективных курсов, курсов внеурочной деятельности интегрированного характера;
- распространение углубленного изучения предметов предметной области «Естественнонаучные предметы»
- профессиональная подготовка учителей и проведение курсов ПК по дополнительным профессиональным программам интегрированного характера и др.
Таким образом, интеграция естественнонаучных дисциплин является двигателем образовательного процесса. На сегодняшний день существует целый ряд успешных практик решения данного вопроса. В настоящей статье мы представили часть накопленного нами материала по интеграции естественных дисциплин.