"Все мы дети одного корабля по имени Земля,
значит, пересесть из него просто некуда...
Есть твердое правило: встал поутру, умылся,
привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."
Антуан де Сент-Экзюпери
Вид: информационно-познавательно-речевой.
Участники: дети средней группы «Умники», воспитатели, родители.
Возраст: 4-5 лет.
Срок: долгосрочный.
Длительность проекта: сентябрь 2016 – май 2017.
По числу участников: 29 человек.
Актуальность проекта
Планета Земля - наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, в наш век компьютерных технологий многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависает угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека, поэтому экология в наше время является одной из самых актуальных тем.
Цель: Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения детей дошкольного возраста к природе, углубления экологических знаний и воспитания у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
- интеллектуальное развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
- развитие у детей экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении, желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
- привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
- воспитывать бережное отношение к миру природы.
Образовательные области:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Этапы работы:
Подготовительный
- Выявление первоначальных знаний детей;
- Информация родителям о предстоящей деятельности;
- Подбор тематической литературы, фотографий, плакатов.
Основной
- Проведение мероприятий по утвержденному плану;
- Работа с воспитанниками, родителями по заданной теме;
- Проведение организационно-методической работы.
Заключительный.
- Создание книги «Лес полный чудес»;
- Изготовление макета «Цветущая планета»;
- Подведение итогов проектной деятельности.
Формы работы:
- ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- целевые прогулки, экскурсии;
- проведение НОД по данной направленности;
- беседы;
- чтение стихов, рассказов, сказок с упором на экологическое воспитание;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры по экологическому воспитанию;
- конкурсы, городские акции;
- выставки детских работ;
- круглые столы, консультации и анкетирование для родителей;
- культурно-досуговые мероприятия.
Формы работы с родителями:
- круглый стол;
- совместная творческая деятельность;
- участие в акциях;
- участие в трудовых десантах;
- консультации;
- анкетирование.
Предполагаемый результат:
- приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- расширение кругозора воспитанников;
- вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
- сплочение детского коллектива;
- воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
- объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
- создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
- появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
- приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
- воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Содержание работы сентябрь-май 2016-2017 г.
Название мероприятия |
Образовательная область |
Формат проведения |
|
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
Царство живой природы |
Художественно-эстетическое развитие |
Выставка детских работ |
Прохождение экологической тропы |
Познавательное развитие. |
НОД, наблюдения |
|
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ: |
Речевое развитие. Познавательное развитие |
Игровая деятельность |
|
Ноябрь |
«Осенние посиделки» (беседа о домашних животных) |
Познавательное развитие. |
Беседа. |
Коллективная работа «Листопад» |
Познавательное развитие. |
НОД, рисование. |
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Найди пару», «Раздели по группам - Растения», «Животные домашние или дикие» |
Социально-коммуникативное развитие. |
Игровая деятельность |
|
Декабрь |
Викторина «Царство леса» |
Познавательное развитие. |
НОД |
Знакомство с глобусом -моделью земного шара. |
Познавательное развитие. |
Беседа. |
|
«Мир газами детей» |
Художественно-эстетическое развитие. |
Выставка детских работ |
|
Январь |
«Портрет большой медведицы» |
Познавательное развитие. |
НОД, Презентация |
Мир комнатных растений. |
Познавательное развитие. |
НОД. Наблюдения. Трудовая деятельность |
|
Построение горок, построек из снега |
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовая деятельность |
|
Февраль |
Коллективная творческая работа «Живая природа» |
Художественно-эстетическое развитие |
Изготовление макета |
«Планета – земля», |
Социально-коммуникативное развитие. |
Беседы |
|
«Огород на окне» (посадка лука) |
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовая деятельность. |
|
Март |
«Планета Земля» |
Познавательное развитие. |
Досуг |
«Вода – настоящее чудо Земли» |
Познавательное развитие. |
НОД. Экспериментирование. Презентация |
|
Выращивание рассады цветов. |
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовая деятельность |
|
Апрель |
«Наши пернатые друзья» |
Познавательное развитие. |
НОД. Беседы |
Изготовление скворечников, кормушек для птиц. |
Социально-коммуникативное. |
Совместное творчество с родителями |
|
«Дождевые черви» |
Познавательное развитие. |
Беседа. Наблюдения |
|
Май |
Коллективное творчество «Цветущая планета» |
Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие |
Совместная деятельность с родителями |
Создание книги «Лес полный чудес» |
Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие |
Презентация. Рисование |
|
Подведение итогов. |
Социально-коммуникативное развитие. |
Презентация |
Итоговое мероприятие: Коллективная работа «Цветущая планета» - совместное творчество с родителями.
Результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- дети стали бережно и заботливо относится к природе:
- освоили правила поведения в природном окружении;
- проявляют активное отношение к объектам природы;
- самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду.
- владеют трудовыми навыками, достигая качественных показателей.
Список литературы
- Иванова А.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
- Маневцева Л.М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс, 2003.
- Потапова Т.В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
- Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир.
- Плешаков А.А. От земли до неба.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.