Урок по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..." 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Начальная школа XXI века», «У лукоморья дуб зелёный...»


Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с новым жанром (поэма), отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»; способствовать формированию навыка выразительного чтения поэмы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

личностные – проявляют любовь к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии, имеют потребность к постоянному обогащению своего словаря: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

метапредметные:

  • регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
  • познавательные – владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;
  • коммуникативные – владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

предметные - вспомнят произведения А.С.Пушкина, познакомятся с новым литературным жанром (поэма), научатся выразительно читать ( выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), научатся анализировать текст, ориентироваться в тексте, чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции; научатся различать жанры (сказка, стихотворение, поэма), распознавать сказки Пушкина;   выражать свое отношение к литературному произведению в устной форме; получат возможность научиться читать наизусть «У лукоморья дуб зеленый…».

Оборудование к уроку:

  • учебник "Литературное чтение. 3 класс" Л.А.Ефросиньина, М.И.Оморокова; «Вентана-Граф»; 2017;
  • тетрадь на печатной основе № 1 «Литературное чтение. 3 класс»; Л.А.Ефросиньина; «Вентана-Граф»; 2019;
  • компьютерная презентация "У лукоморья дуб зелёный"(Приложение ) );
  • итерактивная доска;
  • словарь С.И.Ожегова;
  • карточки с названиями эмоций

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

II. Вступительное слово учителя

- Нет на свете человека, который не любил бы сказки. И взрослые, и дети любят слушать волшебные истории с чудесами и превращениями. А ещё их любят за то, что добро там всегда побеждает зло. Сегодня мы на уроке снова отправимся в этот сказочный мир.

III. Игра «Угадай сказку»

- Я уверена, что вы прочитали много народных и литературных сказок. Попробуйте вспомнить и назвать мне сказки, отрывки из которых вы сейчас услышите.

«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…» («Сказка о царе Салтане…»)

«Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем,
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу…» («Сказка о попе и работнике его Балде»)

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей…..» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

«Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»  («Сказка о золотом петушке»)

- Молодцы! Я вижу, что вы очень начитанные ребята. А что общего у этих сказок?

(Они литературные. У них один автор – А.С.Пушкин)

IV. Беседа об А.С.Пушкине

(на доске слайд 1 из Приложения с портретом А.С.Пушкина работы художника О.Кипренского)

- Имя прославленного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и его произведения известны всему миру. Известны они и вам, поэтому вы с лёгкостью узнали его сказки. Но кроме сказок Пушкин писал и стихи, и поэмы, и повести, и пьесы.

- Посмотрите на портрет Пушкина работы художника Ореста Кипренского. Как вам кажется, каким человеком был Александр Сергеевич? (Ответы детей)

- А вот что говорили о Пушкине известные люди (высказывания записаны на доске):

Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние… (К.Д.Бальмонт)
У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца (А.Т.Твардовский)

Когда говоришь о Пушкине, то как-то неловко употреблять слово «мастерство», больше подходило бы «волшебство». (А.Т.Твардовский)

V. Работа с произведением А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»

1. Чтение произведения учителем (учебник с.80-81)

- В июне 1820 года вышла в свет первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Знаете ли вы, что такое поэма? Давайте прочитаем об этом в словаре С.И.Ожегова (читает один ученик вслух).

- Вступление к этой поэме стало очень популярным, и часто его читают как самостоятельное произведение под названием «У лукоморья дуб зелёный» (Приложение, слайд 2).

Учитель читает вслух произведение

- Каким вам представляется лукоморье? Кто там живёт?

2. Словарная работа

а) - В произведении встречаются устаревшие слова. Прочитайте в словарике на с.82 значение этих слов.

Лукоморье, пленяет, поведаю

б) На доске записаны слова:

златая, песнь, брег, чредой.

- Прочитайте слова из стихотворения. Что заметили? (Эти слова читаются кратко)

в) – С какой интонацией нужно читать это стихотворение, чтобы заинтересовать слушателя? (Спокойным голосом, придать голосу таинственности, загадочности)

3. Чтение стихотворения учащимися.

а) Учащиеся читают стихотворение молча, про себя.

- Прочитайте стихотворение про себя, обратите внимание на знаки препинания.

б) Чтение стихотворения учащимися вслух.

- Что заметили, читая стихотворение? Как в стихотворении одна чудесная картина отделяется от другой? (точкой с запятой)

Что это будет значить при чтении? (необходимо сделать паузу)

Тренировка в выразительном чтении вслух.

4. Работа по содержанию произведения

а) - Какие чудеса упоминаются в произведении?

- В каких ещё произведениях мы встречались с такими чудесами? (в русских народных сказках)

-  Как вы думаете, знал ли Александр Сергеевич русские народные сказки? Почему вы так думаете?

- Помните ли вы, кто в раннем детстве познакомил Пушкина с русскими народными сказками? (его няня Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

- Как вы понимаете слова поэта «Там русский дух… там Русью пахнет»?

б) Работа в тетради на печатной основе с.48, з.1.

- Пользуясь текстом, заполните схему в тетради.

5. Демонстрация мультипликационного фильма «У лукоморья дуб зелёный» (киностудия «Союзмульфильм» 1950 г.)

https://yandex.ru/video/preview?filmId=16324382005813243786&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D1%83%20%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D1%83%D0%B1%20%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1572256368752428-1654247555368977800200106-man1-4075&redircnt=1572256500.1

VI. Рефлексия

- Вот и подошёл к концу наш урок. На столе у вас лежат карточки со словами «радость», «восторг», «спокойствие», «грусть».

Прислушайтесь к себе. Какое чувство вы сейчас испытываете? Покажите карточку с этим словом.

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок «У лукоморья дуб зелёный…» А.С.Пушкина.