Одним из эффективных методов достижения планируемых результатов обучения, установленных требованиями ФГОС нового поколения является технология проектной деятельности.
Проектная деятельность – это деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Для учащихся проект даёт:
- возможность сделать что-либо самостоятельно;
- возможность проявить себя и публично представить результат своей деятельности;
- возможность заниматься деятельностью, направленной на решение интересной проблемы;
- возможность применить знания на практике.
Для учителя наиболее привлекательным в данной технологии является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных действий, не оцениваемых учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности;
- воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в образовательном пространстве.
При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:
- выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
- структурирование задач, как например, возможностей для обучения;
- сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
- управление процессом обучения;
- использование современных образовательных и информационных технологий.
Именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю уникальную возможность преодолеть негативное отношение к предмету. Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям на учебных занятиях, необходимо строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося.
Я бы хотела сейчас рассказать вам о проектной деятельности во внеурочное время. В феврале 2014 года я и ещё несколько учителей нашей школы при поддержке Министерства образования и науки Астраханской области присоединились к образовательному порталу "Глобальная школьная лаборатория". И уже третий год я с ребятами нашей школы участвую в «ГлобалЛаб-Экспедиции». ГлобалЛаб-Экспедиция – это международный сетевой детский исследовательский и образовательный проект. Экспедиция начинается в мае и заканчивается в конце сентября/октября. Она проводится каждое лето, когда миллионы детей отдыхают от учёбы. Проект предлагает два направления "Естественно-научная экспедиция" и "Гуманитарная экспедиция".
В каждой из них предлагаются разные маршруты. По окончанию экспедиции выбираются лучшие проекты в разных номинациях.
Мои ученики дважды становились победителями. Первый раз мы стали победителями "ГлобалЛаб - Экспедиция. Лето 2014" с проектной работой "Книжка с картинками". Второй раз мы победили с проектом по маршруту "В гостях у сказки" на английском языке за самый подробный отчёт.
В этом году нами снова был выбран маршрут под названием "В гостях у сказки" на английском языке.
Сказки универсальны: их можно слушать перед сном, а можно изучать по всем правилам большой науки. По условиям экспедиции необходимо было составить классификацию сказочных существ, открыть закон действия молодильных яблок, к примеру, или секрет скатерти–самобранки; нарисовать карту волшебной местности, написать смс-ки по сказкам, сочинить свою собственную сказку.
Проходя по нашему маршруту "В гостях у сказки" мы преодолели 6 контрольных пунктов (КП).
1КП «Старт» – создание команды (название, эмблема, девиз).
2КП «Лавка волшебства» – чтение сказок и заполнение анкеты исследования в проекте «Где есть место волшебству?».
3КП «Представляем к награждению» – заполнение таблицы с характеристиками и описанием сказочных героев.
4КП «Сказочная дорога» – сочинение своей сказки и постановка её на сцене.
5КП «Пишем смс-ки» – изложение краткого содержания прочитанных сказок.
6КП «Сбор юных картографов» – создание карты по выбранной сказке с указанием профанных и сакральных мест.
Цель данной проектной работы – развитие личности и творческого потенциала учащихся:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: постановка сказки.
- Сочинение сказки на английском языке.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В процессе работы над проектом дети прочли и изучили около 30 сказок: среди них были народные и зарубежные сказки, сказки в стихах. Дети научились анализировать героев сказок разных народов, выделять в сказках профанные (т.е. обычные места) и сакральные (там где происходит волшебство). По выбранным сказкам нарисовали карты.
Очень интересно проходили по маршруту, где необходимо было выразить содержание сказки в короткой СМС-ке. Это оказалось не лёгким делом.
И самый сложный этап маршрута - это сочинение собственной сказки, написание сценария к ней. Со всеми контрольными пунктами мы успешно справились. И результатом нашей проектно-исследовательской работы стала постановка сказки на английском языке "Magic Dream". Сказка на английском языке. Краткое содержание в двух предложения. Дети получили летнее задание - прочитать как можно больше сказок за летние каникулы. Мальчик Ваня очень не любил читать. Ему приснился сон, в котором он встречается с разными сказочными героями. Чтобы вернуться домой, он должен был освободить прекрасную королеву Цветов, выполнив различные задания сказочных героев. Результатом нашей проектной работы стал видеоролик. Длительность всего видеоролика - 7 минут.
PS: прежде чем снимать детей на видео я взяла у родителей письменное разрешение.