Формирующее оценивание на уроках истории России 8-й класс (под ред. А.В.Торкунова)

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: критерии оценивания, Формирующее оценивание на уроках истории


Введение нового ФГОС ООО привело к изменению требований к результатам освоения учащимися образовательной программы по истории. А значит и повлекло изменение подходов к оцениванию учебных результатов школьников. Одной из основных технологий оценивания в рамках стратегии личностно-ориентированного обучения становится технология формирующего оценивания. Формирующее оценивание позволяет: учителю четко наметить образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу, т.е. улучшать качество учения; учащимся постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения они находятся, и определять, что им необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения; родителям решить проблему комфортности нахождения ребёнка в классе (школе) и справедливости выставленных их детям учителем оценок.

Использование нового УМК по истории России в 8 классе (под ред. А.В.Торкунова), позволило мне спланировать оценочную деятельность для достижения максимального планируемого результата. Опираясь на алгоритм действий учителя по организации формирующей оценки, предложенный О.Н.Крыловой*, мною был составлен вариант использования учителем технологии формирующего оценивания для уроков истории России в 8 классе.

_______________

* Крылова О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015.-с.23.

Планируемые результата по ФГОС ООО

8 КЛАСС

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

  • Л1 первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • Л2 изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
  • Л3 формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • Л4 уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • Л5 Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • Л6 уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
  • Л7 соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
  • Л8 следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
  • Л9 обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
  • Л10 расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

  • МР1 формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
  • МР2 планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  • МР3 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • МП1 работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
  • МП2 собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
  • МП3 работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
  • МП4 использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • МП5 ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • МП6 определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • МП7 логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • МП8 применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • МП9 решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
  • МП10 использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • МП11 планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • МП12 выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
  • МК1 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • МК2 определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • П1 овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
  • П2 способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • П3  умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
  • П4 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • П5 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

  • П6  имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
  • П7 основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII—XVIII в.;
  • П8 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • П9 изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • П10 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • П11 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • П12 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • П13 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
  • П14 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • П15 определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • П16  объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • П17 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Ученик получит возможность научиться:

  • В1 используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
  • В2 использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • В3 сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  • В4 применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

Содержание учебного предмета «История России. 8 класс»

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)
  2. Примерная Основная образовательная программа основного общего образования. Основная школа. – М.: Прсвещение, 2011. – 454с.
  3. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.
  4. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Нарва, 2012
  5. Крылова О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 128с.
  6. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе – М.: Логос, 2010.- 264с.
  7. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – Самара: «Учебная литература», 2007 – 244с.