Актуальность
Во время консультаций бывает сложно «раскрыть» человека для разговора о первопричинах его ситуации. Особенно, если речь идет о тяжелых событиях, депрессиях или, например, ПТСР.
Метафорические карты — это проективная методика, которая помогает быстро «извлечь» истинную проблему из бессознательного и работать непосредственно с ней. В обход «сопротивления» и закрытости ребенка. Карты могут помочь взглянуть на ситуацию со стороны: разобраться в отношениях с близкими людьми, конфликтами в школе.
Ассоциативные метафорические карты — это набор картинок на небольших карточках, очень похожих на игральные карты. С той лишь разницей, что это профессиональная методика решения проблем и достижения терапевтических целей.
Почему я создала свои наборы метафорических ассоциативных карт (колоды)? Мне нравится работать с метафорическими картами, потому что это работа уникальная. Есть возможность обратиться к подсознанию, сделать это в короткие сроки. Прежде всего потому, что современные дети особенно младшие школьники младшие подростки по разным причинам лишены воображения. В некоторых случаях она ещё не сформировалась, у некоторых блокирована использованием гаджетов. Поэтому в 70% случаев попытка использовать уже существующие наборы картам с детьми этого возраста не увенчались успехом. Надо отметить, что работа с рисуночными тестами, которые очень люблю (иллюстративные, информативные) весьма затратные по времени. А так же мы часто сталкиваемся или с неумением рисовать детей, или с их нежелание.
Описание МАК «Детство»
Набор состоит из 27 картинок (карт). На них изображены сюжеты из жизни ребенка: в семье, в школе, в общении.
Цель набора: изучение психологических рисков ребенка.
Задачи этого набора: диагностика и коррекция психологических рисков младшего школьника.
Научное обоснование.
Как именно это работает? Эта методика позволяет «вытащить» из подсознания истинную, глубинную проблему человека и работать с первопричиной напрямую. При этом, диагностика займет минимум времени, что актуально в работе педагога-психолога в общеобразовательной школе, когда проблему надо выявить и решить сейчас и быстро. Ассоциативные карты, достаточно быстро втягивают ребенка в откровенный разговор о нем самом, создают атмосферу безопасности и доверия.
Работа с ними очень напоминает арт-терапевтические техники и песочную терапию. Но ассоциативные карты имеют неоспоримые и весомые преимущества перед этими техниками.
Цель работы с метафорическими картами:
- обход рационального мышления;
- осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
- реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение психотравмы;
- прояснение актуальных переживаний и потребностей.
Методы работы: консультирование, психотерапия, наблюдение, диагностика, арт-терапия.
Структура работы: структура работы с МАК связана с раскладками (техниками) которые выбираются.
Раскладки для набора метафорических ассоциативных карт «Детство».
- «Проблема».
- Шаг 1. В открытую выбрать одну карту – это ваша проблема (беда, сложность).
- Шаг 2. В открытую 2 карты: как хочется, чтобы было.
- Шаг 3. Выбрать от одной до трёх карт – это способы решения. Возможно этот шаг сделать слепую. Вариант шага 3: создание картинки, дорисовка нужных шагов. Такой вариант возможен, если не нашлись картинки в наборе «Настроение».
- «Отношения». (Упражнение можно выполнять в слепую или в открытую). Упражнение необходимо для анализа отношений с друзьями, в семье.
- Карты:
- 1 - что не получается,
- 2 - что я приношу в эти отношения,
- 3 - что приносят другие,
- 4 - что получается,
- 5 - события для улучшения отношений, то есть, что должно случиться.
Описание каждой карты
№ |
Изображение, объект |
Описание |
1 |
Булинг |
Трое подростков насмехаются над другим в лесу. Жертва сидит на пеньке, опустив голову. |
2 |
День рождения |
За праздничным накрытым столом трое друзей. |
3 |
Драка |
Во дворе дерутся двое парней. |
4 |
Игра в мяч |
На спортивной площадке двое мальчиков играют в мяч. |
5 |
Поцелуй |
Девушка целует юношу на природе. |
6 |
Разбитое стекло |
Разбито в доме стекло, взрослый мужчина и женщина смотрят на окно, рядом мальчик, испуганный. |
7 |
Самокат |
Мальчик катится по дорожке на самокате. |
8 |
Ссора 2 |
Двое на скамейке: юноша и девушка, на разных конца, они поссорились, отвернулись друг от друга. |
9 |
Ссора |
Два друга поссорились, отвернулись друг от друга, на улице. |
10 |
В луже |
Ребёнок прыгает в луже, мама в панике. |
11 |
В углу |
Мальчик стоит в углу, папа его ругает. |
12 |
Новый год |
Новый год, семья, елка, подарки, мама, папа, дочка. |
13 |
Прогулка с семьей |
Прогулка с семьей, все счастливы, гуляют, улица, мама, папа, сын и дочка. |
14 |
С мамой |
Дочь сидит на коленях у матери на природе. |
15 |
Семейный обед |
Семейный обед за столом все члены семьи: мама, папа, двое детей. |
16 |
Скорбь |
Ребёнок один в кресле напротив фотографии умершего близкого. |
17 |
Ссора в семье |
Семья. Мама с папой ссорятся, ругаются, ребёнок за этим наблюдает. |
18 |
Уборка |
Мальчик убирает, пылесосит квартиру. |
19 |
Балерина |
Девочка танцует на сцене. |
20 |
Выступление |
Мальчик и девочка танцуют на сцене, видны зал, ряды зрители. |
21 |
За компьютером |
Мальчик сидит за компьютером, играет. |
22 |
Контрольная работа |
Дети сидят в школе за партами, решают контрольную работу. |
23 |
На перемене |
На перемене двое между собой общаются два мальчика, один стоит в стороне, расстроен, что с ним не общаются. |
24 |
Опять двойка |
Учитель и ребёнок получившие двойку. |
25 |
Плохая оценка |
Учитель берёт у ребенка тетрадь (или отдаёт) и выговаривать ему за плохую отметку. |
26 |
Путь домой из школы |
Ребёнок идёт со школы домой расстроенный. |
27 |
У доски |
Класс, доска, педагог, ученики, один у доски. |
Источники информации
- https://womanadvice.ru/metaforicheskie-karty-chto-eto-takoe-kak-rabotat-s-associativnymi-kartami
- https://infosliv.club/threads/6346/
- https://cardsoh.ru/