Набор метафорических ассоциативных карт. «Детство»

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность

Во время консультаций бывает сложно «раскрыть» человека для разговора о первопричинах его ситуации. Особенно, если речь идет о тяжелых событиях, депрессиях или, например, ПТСР.

Метафорические карты — это проективная методика, которая помогает быстро «извлечь» истинную проблему из бессознательного и работать непосредственно с ней. В обход «сопротивления» и закрытости ребенка. Карты могут помочь взглянуть на ситуацию со стороны: разобраться в отношениях с близкими людьми, конфликтами в школе.

Ассоциативные метафорические карты — это набор картинок на небольших карточках, очень похожих на игральные карты. С той лишь разницей, что это профессиональная методика решения проблем и достижения терапевтических целей.

Почему я создала свои наборы метафорических ассоциативных карт (колоды)? Мне нравится работать с метафорическими картами, потому что это работа уникальная. Есть возможность обратиться к подсознанию, сделать это в короткие сроки. Прежде всего потому, что современные дети особенно младшие школьники младшие подростки по разным причинам лишены воображения. В некоторых случаях она ещё не сформировалась, у некоторых блокирована использованием гаджетов. Поэтому в 70% случаев попытка использовать уже существующие наборы картам с детьми этого возраста не увенчались успехом. Надо отметить, что работа с рисуночными тестами, которые очень люблю (иллюстративные, информативные) весьма затратные по времени. А так же мы часто сталкиваемся или с неумением рисовать детей, или с их нежелание.

Описание МАК «Детство»

Набор состоит из 27 картинок (карт). На них изображены сюжеты из жизни ребенка: в семье, в школе, в общении.

Цель набора: изучение психологических рисков ребенка.

Задачи этого набора: диагностика и коррекция психологических рисков младшего школьника.

Научное обоснование.

Как именно это работает? Эта методика позволяет «вытащить» из подсознания истинную, глубинную проблему человека и работать с первопричиной напрямую. При этом, диагностика займет минимум времени, что актуально в работе педагога-психолога в общеобразовательной школе, когда проблему надо выявить и решить сейчас и быстро. Ассоциативные карты, достаточно быстро втягивают ребенка в откровенный разговор о нем самом, создают атмосферу безопасности и доверия. 
Работа с ними очень напоминает арт-терапевтические техники и песочную терапию. Но ассоциативные карты имеют неоспоримые и весомые преимущества перед этими техниками.

Цель работы с метафорическими картами:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей.

Методы работы: консультирование, психотерапия, наблюдение, диагностика, арт-терапия.

Структура работы: структура работы с МАК связана с раскладками (техниками) которые выбираются.

Раскладки для набора метафорических ассоциативных карт «Детство».

  • «Проблема».
    • Шаг 1. В открытую выбрать одну карту – это ваша проблема (беда, сложность).
    • Шаг 2. В открытую 2 карты: как хочется, чтобы было.
    • Шаг 3. Выбрать от одной до трёх карт – это способы решения. Возможно этот шаг сделать слепую. Вариант шага 3: создание картинки, дорисовка нужных шагов. Такой вариант возможен, если не нашлись картинки в наборе «Настроение».
  • «Отношения». (Упражнение можно выполнять в слепую или в открытую). Упражнение необходимо для анализа отношений с друзьями, в семье.
    • Карты:
    • 1 - что не получается,
    • 2 - что я приношу в эти отношения,
    • 3 - что приносят другие,
    • 4 - что получается,
    • 5 - события для улучшения отношений, то есть, что должно случиться.

Описание каждой карты

Изображение, объект

Описание

1

Булинг

Трое подростков насмехаются над другим в лесу. Жертва сидит на пеньке, опустив голову.

2

День рождения

За праздничным накрытым столом трое друзей.

3

Драка

Во дворе дерутся двое парней.

4

Игра в мяч

На спортивной площадке двое мальчиков играют в мяч.

5

Поцелуй

Девушка целует юношу на природе.

6

Разбитое стекло

Разбито в доме стекло, взрослый мужчина и женщина смотрят на окно, рядом мальчик, испуганный.

7

Самокат

Мальчик катится по дорожке на самокате.

8

Ссора 2

Двое на скамейке: юноша и девушка, на разных конца, они поссорились, отвернулись друг от друга.

9

Ссора

Два друга поссорились, отвернулись друг от друга, на улице.

10

В луже

Ребёнок прыгает в луже, мама в панике.

11

В углу

Мальчик стоит в углу, папа его ругает.

12

Новый год

Новый год, семья, елка, подарки, мама, папа, дочка.

13

Прогулка с семьей

Прогулка с семьей, все счастливы, гуляют, улица, мама, папа, сын и дочка.

14

С мамой

Дочь сидит на коленях у матери на природе.

15

Семейный обед

Семейный обед за столом все члены семьи: мама, папа, двое детей.

16

Скорбь

Ребёнок один в кресле напротив фотографии умершего близкого.

17

Ссора в семье

Семья. Мама с папой ссорятся, ругаются, ребёнок за этим наблюдает.

18

Уборка

Мальчик убирает, пылесосит квартиру.

19

Балерина

Девочка танцует на сцене.

20

Выступление

Мальчик и девочка танцуют на сцене, видны зал, ряды зрители.

21

За компьютером

Мальчик сидит за компьютером, играет.

22

Контрольная работа

Дети сидят в школе за партами, решают контрольную работу.

23

На перемене

На перемене двое между собой общаются два мальчика, один стоит в стороне, расстроен, что с ним не общаются.

24

Опять двойка

Учитель и ребёнок получившие двойку.

25

Плохая оценка

Учитель берёт у ребенка тетрадь (или отдаёт) и выговаривать ему за плохую отметку.

26

Путь домой из школы

Ребёнок идёт со школы домой расстроенный.

27

У доски

Класс, доска, педагог, ученики, один у доски.

Приложение

Источники информации

  1. https://womanadvice.ru/metaforicheskie-karty-chto-eto-takoe-kak-rabotat-s-associativnymi-kartami
  2. https://infosliv.club/threads/6346/
  3. https://cardsoh.ru/