Цели:
- Знакомство с интересными фактами влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду (как негативное, так и позитивное);
- Обратить внимание на ту угрозу, которую представляет человек для окружающей среды;
- Формирование познавательного интереса к экологическим проблемам и стремления принять посильное участие в их решении.
Задачи:
- Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
- Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.
- Познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу, объяснить, что значит экология.
Познавательные
- Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;
- Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ.
Регулятивные
- Определять цель, проблему в деятельности и пути решения данных проблем: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах);
- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;
- Анализировать экологическую ситуацию; разбираться в сущности экологических проблем.
Коммуникативные
- Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- Излагать правильность решения той или иной проблемы.
- Создавать устные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно;
- Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Личностные
- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
- Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;
- Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор;
Оснащение: Презентация, экологические плакаты по теме классного часа, кроссворды, ребусы, песня - мотивация «Берегите животных!», мультфильм «Мальчик и Земля», карта мира,
План классного часа
1 страница - «Планета людей».
- «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет».
2 страница - экологические проблемы.
- «Ничего не дается даром».
3 страница – решение экологических проблем.
- «Взял у природы – компенсируй втрое, срубил дерево – посади три».
4 страница - «Экология и школьник».
- «Природа знает лучше».
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Р.Родович
Ход мероприятия
Звучит песня - мотивация «Берегите животных!»
Страница первая «Планета людей»
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет».
Ведущий: Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края остаётся в наших душах навечно.
Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине. Сегодня наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.
Ученик:
Всё так изранено в лесу,
Как после дней войны,
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот
Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт.От этой черствости людской
Болит душа моя,
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я,
Вот муравейник подожжён
Кощунственной рукой,
Мне кажется, не он, а дом пылает мой.Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слёзы льют.
Просмотр экологического мультфильма «Мальчик и Земля».
Ведущий: В переводе с греческого языка слово «экос» - дом, «логос» - наука. То есть экология — наука о доме. Наш общий дом — планета Земля. Наши соседи — растения и животные.
Страница вторая «Экологические проблемы»
«Ничего не дается даром».
Ученик:
Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех
Ты человек – природы сын
Завоевал успехВ начале слаб он был и глуп
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И, в лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учёл, что важно знать,
Как надо власть употреблять.
Ведущий: Человек – самое могущественное из живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома. Человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой.
Сейчас мы поработаем над такой проблемой «Как влияет деятельность человека на природу?»
С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Что при этом нарушают?
Ученики:
- Им приходится вырубать леса, чтобы прокладывать дороги.
- Люди осушают болота.
- Тем самым нарушают жизнь диких животных.
Ведущий: Послушайте поучительную историю.
1 ученик
В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было все как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
2ученик:
- Едва струился ручеек
И лес поить уже не мог,
Засохли клены, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денек
В ней сделал дырку ручеек.
Строитель дырку залатал,
А ручеек опять прорвал.
Ах, помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Все сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
Ведущий: Посмотрите на карту – это пустыня Сахара. Это большой кусок Африканского материка. Когда – то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья – это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженном месте был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит и влаги.
Ученик:
Зелёные листья, вода и прохлада
Чтоб это разрушить, немногое надо
А вот попытайтесь растить огород
В песках аравийских, где солнце печёт.В Канаде (ты помнишь?) бобров истребили
И этим же самым леса повредили
Казалось бы – мелкое это зверьё,
А как сохраняет жилище своё!
Ученик:
Конечно, нужна нам энергия рек –
Турбины поставил на них человек;
Теперь с электричеством люди живут,
Но рыбы к столу не наловите тут.А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснёмся ребятки!
Ведущий: Человек наносит вред своей хозяйственной деятельностью и неправильным поведением в природе. Существование людей, животных и растений на планете Земля зависит от трёх составляющих. Это воздух, почва и вода. Если нанести вред любому из них, жизнь на Земле прекратится. Большинство форм жизни, обитающих на Земле, не могут существовать без кислорода, содержащегося в воздухе. Если загрязнять воздух пылью цементных заводов, сажей от сгорания нефти и мазута и выхлопными газами автомобилей, жизнь прекратится. Вода необходима для существования всех живых организмов, в том числе и людей. Если загрязнять её сточными водами, разлившейся нефтью и промышленными отходами, её будет невозможно пить, и жизнь прекратится.
В почве растут растения, которые мы едим, и которые производят кислород для нашего дыхания. Если загрязнять почву промышленными отходами и мусором, она утратит свои плодородные качества, растения перестанут расти, и жизнь прекратится.
Трое детей читают стихотворение:
Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
3 страница – решение экологических проблем
«Взял у природы – компенсируй втрое, срубил дерево – посади три».
Принимая различные решения, надо советоваться не только с инженерами, но обязательно с экологами. Чтобы свести до минимума вред от вмешательства в окружающую среду. Уже принято много защитных мер, и они вам известны: заповедники, разведение на фермах рыбы и пушного зверя, разумное сокращение расхода и добычи питьевой воды, древесины и энергии воды. Нужно только честно выполнять и постоянно искать новые.
4 страница - «Экология и школьник
«Природа знает лучше».
Ведущий: Ребята, вы дома подготовили экологические плакаты, ребусы и кроссворды, в которых постарались отразить все своё отношение к экологическим проблемам нашей страны и всего мира. (Защита плакатов)
Просмотр мультфильма: Фикси-советы - Чему учит экология».
Ведущий: Ребята, какой вывод можно сделать после полученной информации на классном часе?
Ответы учеников.
Вывод: Если мы будем беречь воздух, воду и почву, жизнь на Земле будет счастливой и безопасной!