Литературное чтение. Тема: "Фёдор Иванович Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья…»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева;
  • Показать глубину, ёмкость, певучесть поэзии Ф.И.Тютчева;
  • Развивать воображение детей, прививать любовь к поэзии.

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают строфы из выписанных ими стихотворений, называют рифмующиеся слова, определяют тип рифмы. Если ученикам трудно определить тип рифмы самостоятельно, учитель помогает им, напоминая, что если рифмуются попарно соседние строки, то это – смежная рифма, если в пару объединяются чётные и нечётные строки, то это – перекрёстная рифма, рифма, связывающая первую и четвёртую строки, – опоясывающая.

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

- Открывают первую поэтическую тетрадь стихи Фёдора Ивановича Тютчева.

- Какие стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева вы знаете?

- А что вы знаете о самом поэте?

- В детстве Феденька (так ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности».

Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал француский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения написаны им по-француски. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы его пера обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А.Ф.Мерзляков.

В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М.П.Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой литературе, о философии, математике и даже медицине.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф.И.Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернется для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником. В Мюнхене Тютчев общается с первыми умами Германии, особенно Фёдор Иванович сблизился с известным поэтом Генрихом Гейне. Здесь Тютчев быстро начал приобретать известность как человек необычайно глубокого ума и острословия.

В стихах Тютчева, которые он создаёт в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века, природа полна противоречий и в то же время гармонична. Его излюбленный контраст – день и ночь. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона- поэтов, чье творчество ему близко и понятно. К сожалению, во время жизни в Мюнхене Тютчев не был известен как поэт. Лишь в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского попали к Пушкину, который в третьем номере своего журнала «Современник» помести сразу 16 стихотворений поэта, а в следующем номере – ещё восемь. Стихотворения Тютчева продолжили печататься в «Современнике» и после гибели Пушкина, вплоть до 1840 года.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф.И.Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам.

Но всё-таки знакомые Тютчеву литераторы, упорно твердившие ему о том, что у него громадный талант, наконец, расшевелили самолюбие поэта: он стал всё чаще отдавать свои стихи в печать.

И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник»опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева из пушкинского «Современника»с восторженным отзывом! Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже было за 50 лет! В XIX веке случай едва ли не единственный. «О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

Физминутка

«Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

2. Работа над стихотворениями.

- А теперь послушайте одно из стихотворений Ф.И.Тютчева.

Учитель выразительно читает стихотворение «Ещё земли печален вид…»

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какой предстаёт перед нами природа в этом стихотворении?

- Какие строки контрастны?

- Для чего поэт использует приём контраста?

- Что вы представляли, слушая стихотворение?

- Как его нужно читать?

Далее учащиеся упражняются в чтении стихотворения. Затем учитель предлагает послушать ещё одно стихотворение Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…»

- Как вы поняли это стихотворение?

- Что вы чувствовали, слушая его?

- Какие картины вы представляли?

- Понравились ли вам стихотворения?

IV. Итог урока

- Ребята, что вы запомнили из жизни Ф.И.Тютчева?

- С какими стихотворениями вы сегодня познакомились?

- Понравились ли вам стихотворения Ф.И.Тютчева?

- Какие картины представляли, слушая стихотворения?

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья…», одно из стихотворений выучить наизусть.